«Много денег сразу не бывает»

Вячеслав Довнар: Разбогатеть в Беларуси можно только трудом

По мнению известного бизнесмена, разбогатеть в Беларуси можно только благодаря упорству и кропотливому труду, а не приватизационными махинациями

Нет-нет да и приходится сталкиваться с настороженным отношением к обеспеченным людям. Мол, откуда столько денег у человека появилось?! Но ведь большинство из первой топ-сотни отечественных коммерсантов — «старожилы» бизнеса, некоторые стартовали на заре кооперативного движения. Нынешние крупные частные компании в массе своей вырастали из небольших «фирмочек», в которые их основатели за 15—25 лет «коммерческого» стажа вкладывали свой труд, волю, душу, чтобы превратить в сильные и серьезные предприятия. Почему же нынешние индивидуальные предприниматели не растут? Этот парадокс обсудили с одним из старейшин отечественного бизнеса Вячеславом Довнаром, основателем транспортной организации — группы компаний «Белинтертранс», выросшей нынче в холдинг ООО «Группа «БИТ-Юнион», председателем правления которой Вячеслав Иванович сегодня является.

— Вячеслав Иванович, вы являетесь бизнесменом «первой волны», которые стали заниматься предпринимательством еще во времена перестройки. На ваш взгляд, почему нынче при всех преференциях малый бизнес пробуксовывает?

— Вопрос достаточно сложный и философский. Я начинал на самой заре частного предпринимательства. И могу с уверенностью сказать: нынче бизнесмены несколько разленились, хотят сразу обогатиться на одной сделке. Но чудес-то не бывает. И хотя сегодня государство постоянно улучшает деловой климат, проводит конкурсы на звание лучших предпринимателей, что очень важно, так как демонстрирует лояльность власти к частной инициативе, но, тем не менее, олигархом в Беларуси стать нельзя. Можно работать, реализовывать проекты, постепенно расширять свой бизнес, но за одну ночь миллионером не станешь. Государство одновременно декларирует, что коммерческая деятельность должна быть прозрачной и социально справедливой. А многим молодым предпринимателям хочется разбогатеть быстро и желательно с наименьшими затратами энергии, провернуть одну торговую сделку и обогатиться на всю жизнь. Отсюда и ряд проблем малого бизнеса. Разбалованные вниманием и преференциями, большинство его представителей не осознает, что торгово-посредническая деятельность формата 90-х не имеет перспектив.

— Но во времена кооперативов торговать было еще выгоднее. Когда полки магазинов зияли пустотой, народ сгребал любой товар…

— Тогда было немало частников, у которых бизнес был построен на «купи-продай». Тем не менее было и много инициативных людей. Я сам начал делать первые коммерческие шаги еще в 80-е. Покупал у селян шкурки кроликов, выделывал их, шил шапки и продавал знакомым. Все были довольны: и заказчики, и продавцы меха, а мне удавалось заработать лишнюю копейку. Материально моя семья не бедствовала, но и зажиточной тоже не была: отец работал сварщиком, мать — монтажником электронной аппаратуры. Поэтому дополнительный заработок никогда лишним не был. Когда пошел работать на завод, подрабатывал еще и грузчиком. Это сегодня преподносят 80-е как эпоху застоя. Возможно, где-то в верхах такие процессы и наблюдались, но у людей инициатива бурлила. И хотя советская система накладывала много ограничений, люди проявляли изобретательность и находчивость. Например, мой знакомый в своем гараже занимался ремонтом автомобилей. Но перед посещением проверяющих он успевал заштукатурить ворота — оставлял только дверь. И с честными глазами утверждал: какая может быть мастерская, когда машина и заехать-то в гараж не может. Когда представители надзорных органов уходили, он «разбаррикадировал» ворота и снова занимался делом.

В то время люди не боялись работы, не считали труд, в том числе и ручной, чем-то зазорным. Когда в горбачевскую эпоху разрешили кооперативы, такие «подпольные» предприниматели радовались, что могут легально трудиться и зарабатывать. Я тогда тоже ушел с завода, чтобы заняться частным извозом: перевозил покупателям мебель, стройматериалы, бытовую технику. Моя гордость — полученный в 1986 году белорусский патент № 1 на грузоперевозки. Стандартный легковой прицеп был слишком маленьким, поэтому его модернизировал — помогли друзья с завода. Конечно, сегодня на такой «самоделке» никто бы не разрешил работать, да и тогда возникали вопросы с его регистрацией. Вообще, если взять в целом, то тогда бизнесу было и легче — от предпринимателей требовали минимум документов, и тяжелее — отсутствовала правовая база, не всегда было понятно, что по закону разрешено делать, а что нет.

Нынче в этом отношении проще: есть достаточно четкие правила игры, прописаны стандарты. А интересных, еще не занятых ниш хватает и сегодня. Я являлся членом Совета по развитию предпринимательства целых 13 лет, и в июне 2007 года на заседании совета с участием Президента нам была поставлена задача: разработать для нашей страны несколько перспективных и экономически выгодных проектов с целью развития экономики и повышения имиджа Беларуси на международной арене. Я предложил свою идею по строительству современного транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в Воложинском районе. Уже сдана в эксплуатацию первая очередь ТЛЦ, создано 350 рабочих мест — в планах более 500. Вскоре начнется строительство второй очереди, а в перспективе — третьей. Но уже сейчас ощущается влияние ТЛЦ на экономику региона. Если раньше доля коммерческих предприятий в бюджете Воложинского района составляла около 7 %, то сегодня она превышает 50 %. Этот проект для меня не только коммерческий, но и общественный. Иностранные инвесторы всегда стремятся уменьшить риски, поэтому стараются «заходить» со своими капиталами в уже устоявшиеся направления бизнеса, которые можно пощупать, просчитать исходя из статистики других компаний. Быть первым всегда сложно и рискованно, но это открывает и серьезные перспективы.

— Но сейчас многие уповают на иностранных инвесторов, которые принесут в республику и деньги, и технологии, и свой опыт…

— Лично у меня есть некоторая доля скепсиса. Иностранцы никогда не решат всех наших экономических проблем, в том числе и бизнеса. Да и инвесторы в пресловутых западных странах бывают разные. Мне несколько раз приходилось сталкиваться с откровенной нечистоплотностью западных партнеров. В том числе и при строительстве ТЛЦ. К сожалению, сегодня некоторые чиновники на местах буквально преклоняются перед иностранными инвесторами и не всегда объективно воспринимают спорные ситуации. Хотя нормальным, конструктивным зарубежным компаниям в Беларуси живется очень неплохо, и никто их не обижает.

Вообще, в бизнесе невозможно действовать схематично. Сейчас я пришел к выводу, что, наверное, больше не буду создавать ни с кем из партнеров совместные предприятия. Конечно, одному иногда приходится нелегко, но зато остается свобода действий. Как шутил один из моих заместителей, очень образованный человек, иногда мои решения противоречат всем признанным экономическим теориям, но в итоге наши действия оказываются правильными и приводят к назначенной цели. Инициатива, разумный риск очень важны в любом деле. Возможно, этих качеств и не хватает некоторым сегодняшним предпринимателям. Боятся люди оторваться от привычной, схематично выстроенной системы своей мелкой торговли. Но ведь тогда нельзя рассчитывать и на серьезный успех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter