Мы стали больше ездить. Причем не только на собственных автомобилях. В первой половине года более 800 миллионов человек перевез общественный транспорт - на 4 процента больше аналогичного прошлогоднего периода.
Однако не на рейсовые автобусы, троллейбусы и трамваи пришелся этот прирост.
Как полагают в Министерстве транспорта, тихую революцию в общественных пассажирских перевозках сделал частник. Долгое время эту сферу государство не регулировало, маршруты отдавали всем желающим предпринимателям, пользовавшимся к тому же упрощенной системой налогообложения. Результат не заставил себя долго ждать. В стране появилось более 4 тысяч владельцев маршрутных такси, в собственности которых около 8 тысяч микроавтобусов. Парк, вполне сопоставимый с государственным.
В итоге по Беларуси открылись дополнительно свыше тысячи маршрутов. А в Минске, например, по словам начальника коммерческого отдела управления транспорта и связи горисполкома Александра Гореня, на некоторых направлениях исчезло понятие "час пик". Битком набитому автобусу многие предпочитают "маршрутки". И то, что тариф там вдвое, а то и вчетверо больше, компенсируется комфортом и скоростью поездки.
Но из-за этой конкуренции минские автобусы, троллейбусы потеряли в первом полугодии 12 и 17 процентов пассажиров соответственно, а трамваи - целую треть. Очевидно, свою роль сыграло в этом и очередное повышение платы за проезд. Но, как бы то ни было, факт остается фактом - финансовое положение государственных транспортных организаций пострадало. За счет продажи талонов и проездных им удается восполнять всего 41 процент затрат, хотя по закону о бюджете они должны зарабатывать не меньше половины необходимых средств.
Судя по российскому опыту, где цена поездки в автобусе и "маршрутке" практически сравнялась, ситуация и дальше будет развиваться в пользу микроавтобусов. А уж хорошо ли это - пусть каждый для себя решает сам.
Многие предпочитают побыстрее
Мы стали больше ездить.