Многая лета, маэстро!

Юбилей - это серьезно.
Юбилей - это серьезно. Я бы даже сказала - опасно. Торжество, конечно, ставит на пьедестал, приподнимает над обыденностью, греет душу, но... и обнажает ее, высвечивает немилосердно. Словом, фанфарам и славословию еще нужно уметь соответствовать. Нужно уметь держать внимание зала на одной, по сути, теме: любви к себе. Вот где искусство! При этом тонко чувствовать грань между театром и балаганом, вкусом и безвкусицей. В этом смысле Виктору Владимировичу Ровдо равных нет. Народный артист Беларуси и СССР, лауреат, профессор, "генералиссимус" хоровых дел Беларуси отметит завтра в Белгосфилармонии свой 80-летний юбилей. И, как всегда, это будет талантливо и мощно.

Имя маэстро Ровдо стоит особняком в нашей культуре. И не только потому, что он профессионал высочайшего класса, патриарх хорового дирижирования, ученик великого Свешникова. Он, что называется, при жизни добился увековечения: коллектив, которым Виктор Владимирович руководит 35 лет, - хор Гостелерадио - давно называют хором Ровдо. О человеке с именем всегда ходят десятки былей и небылиц. Тем более о маэстро Ровдо, в котором независимость, артистичность, деспотизм, талант и консерватизм переплелись в такую яркую индивидуальность, что слухи множатся сами собой. Например, говорят, что, если с тротуара не убран снег, дирижер будет шагать прямо по проезжей части - и ни один милиционер не посмеет его остановить. Да, есть в облике маэстро нечто величественное и небанальное: нимб из развевающейся седой шевелюры, горделивая посадка головы, строгость, словом - порода. Рассказывают, что, когда Ровдо появляется в вестибюле Академии музыки, студенты и преподаватели вспоминают, что они все-таки не в магазине, а в храме Искусства, и поспешно снимают головные уборы. Возраст и положение позволяют, конечно, Ровдо делать людям замечания. Но дело не в этом - сам внешний вид маэстро заставляет всех вокруг подтянуться. Даже соседи по даче говорят, что никогда не видели Виктора Владимировича в сорочке нараспашку - всегда только с бабочкой. В общем, во всем чувствуются хорошая закваска, дисциплина, воспитание. Кстати, о воспитании. Ровдо - сын священника из Сморгони, до войны окончил духовную семинарию в Вильно, пел в церковном хоре, потом, уже при советской власти, почти тайком даже руководил им. Но был отслежен "товарищем" и на год отстранен от занятий в консерватории. (Такие "факультативы" властью, само собой не поощрялись.) Но консерваторию в Вильнюсе все-таки закончил, потом аспирантуру в Москве у знаменитого Александра Васильевича Свешникова, дирижера Государственного академического русского хора СССР. Маэстро Свешников, кроме мастерства, дал своему ученику, как вспоминает Виктор Владимирович, массу разумных советов. Например, однажды, сидя по-студенчески на подоконнике в своем кабинете ректора консерватории, он сказал Ровдо: "Витенька, вы - профессионал. Никогда не вступайте в партию".

Дирижер Ровдо - человек уникальный. Мэтр белорусской культуры. Гордость нации. Награжден многими высшими наградами нашего государства, орденами православной церкви (последний - орден Великого князя Московского Даниила маэстро Ровдо получил из рук Патриарха Московского и всея Руси Алексия II несколько дней назад), а также престижными международными призами, как, например, хоровой "Золотой Оскар", который был вручен ему в 1997 году в Германии. Его любят. Ему рукоплещут. Его боятся. Называют диктатором и мафиози. Ему подчиняются, у него учатся. Помню, как он, старик-лев, большой и красивый, с нимбом из белых кудрей, величаво и достойно два с половиной часа - стоя (!) - принимал поздравления в день своего 75-летия, а в конце вышел, как ни в чем не бывало, подтянутый и элегантный, и продирижировал почти тысячным хором. Тогда, ей-богу, зал - гостей, публику, словом, всех - пронзил озноб. Все ощутили могущество хорового пения и силу таланта Ровдо. Завтра в филармонии нас, зрителей, опять объединит его искусство. Многая лета вам, уважаемый маэстро! Не зря говорится в народе: хороший человек всегда поет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter