Мнения депутатов Парламентского Собрания

Накануне Дня единения народов Беларуси и России “СВ” обратилось к депутатам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с просьбой ответить на два вопроса: 1. Какие, на ваш взгляд, самые значительные успехи в 10-летнем союзном строительстве? 2. Наиболее ощутимая преграда на пути интеграции и видимые вами пути ее устранения.

От политических деклараций — к конкретным вопросам
Виталий МАРГЕЛОВ, заместитель председателя комиссии  по вопросам внешней политики

1. За десять лет принято более 200 межгосударственных и межправительственных соглашений, охватывающих практически все сферы двустороннего сотрудничества. Сейчас уже фактически сформировано единое экономическое пространство, динамично развиваются связи между регионами, что является важнейшим потенциалом интеграции, работают десятки совместных программ. За последние 10 лет Беларусь проявила себя как надежный стратегический союзник и важнейший внешнеторговый партнер.
И я вижу один из главных успехов союзного строительства в том, что в развитии наших отношений наступил качественно новый этап: от политических деклараций и заявлений мы перешли к проработке конкретных политических, экономических и юридических вопросов. 
2. Очень важным сейчас является скорейшее согласование и принятие Конституционного акта и последующее одобрение его на референдуме гражданами двух стран.
Успех интеграции во многом зависит от наличия у бизнеса экономических интересов. Если бизнес двух стран будет экономически заинтересован в интеграции, это ускорит объединительные процессы и будет служить залогом их необратимости.
Поэтому от совместных экономических программ следует переходить к комплексному инвестиционно-производственному сотрудничеству, опирающемуся на российские финансовые ресурсы и гарантирующему белорусским предприятиям рынки сбыта (в том числе и третьих стран). Уже сейчас существует ряд проектов, воплощение которых способно придать новую динамику производственной кооперации и торгово-экономическим отношениям. Среди них — производство на территории Беларуси электроэнергии из российского газа с последующей ее продажей в Западной Европе. Существуют проекты в нефтехимии и производстве удобрений. К этим проектам проявляют интерес частные российские компании, они готовы вкладывать в них сотни миллионов долларов. Также чрезвычайно выгодно для РБ развитие трансконтинентального транспортного коридора — из Европы в Азию, при одновременной прокладке оптико-волоконного кабеля.

 Главное — защита прав и свобод граждан
Анатолий НОВИКОВ, заместитель председателя комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам

1. Сегодня можно с уверенностью сказать, что избранный десять лет назад курс на интеграцию был единственно верным. Союзнические отношения с Россией способствовали обеспечению высокого уровня национальной безопасности и стабильному экономическому росту в Беларуси.
Всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина — это главная задача органов государственной власти Беларуси и России. Еще в 1999 году вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан. Договором провозглашены равные права граждан России и Беларуси независимо от пола, расовой, национальной, языковой, религиозной или иной принадлежности. Особое значение имеет обеспечение равных социальных прав: права на образование, на медицинское обслуживание, на трудоустройство и иные социально-правовые гарантии.
На заседании Высшего госсовета Союзного государства в январе 2006 года, которое состоялось в Санкт-Петербурге, подписан пакет важнейших социально-экономических документов о гражданских правах, пособиях, пенсиях, налогах и медицинском обслуживании.
2. Необходимо окончательно решить вопрос о Конституционном акте, устройстве наднациональных органов и затем — о сроках введения единой валюты. Единение должно осуществляться на основополагающих базовых принципах: равноправие государств при решении вопросов, отнесенных к компетенции Союзного государства, равные права граждан и единые условия для хозяйствования субъектов. Решив это, можно и нужно идти дальше: согласованная внешняя политика, единая валютная система и т.д. Мы подчас много дискутируем о путях дальнейшего строительства нашего Союза, но всегда были и остаемся едины в главном: курс на создание Союзного государства — это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия.

Навязывать друг другу модели развития бесполезно
ВикторСТЕПАНОВ, заместитель председателя комиссии  по безопасности, обороне и борьбе с преступностью

1. За 10 лет интеграции от Договора об образовании Содружества Беларуси и России мы пришли к Договору о создании Союзного государства и практически вышли на подписание проекта Конституционного акта.
Между двумя братскими государствами уже не стоят пограничные столбы, в поездах, следующих из Беларуси в Россию и наоборот, нет таможенных досмотров пассажиров.
Большое значение для развития экономических связей, на мой взгляд, имеют сохранившиеся хозяйственные связи между ведущими профильными предприятиями Беларуси и России. И несмотря на то, что в наших странах разные формы собственности, это не мешает нам поставлять белорусским предприятиям, задействованным на последней стадии производственного цикла и выпускающим уже готовую продукцию, более 60 процентов комплектующих. Мощная экономическая интеграция — это и сотни тысяч дополнительных рабочих мест и в России, и в Беларуси.
2. Беларусь и Россия к рыночной экономике идут разными дорогами, и, думаю, проблемы, возникающие на пути нашей интеграции, вызваны в основном этим обстоятельством. Чья модель перехода от жесткой плановой системы, принятой в СССР, к рыночным отношениям наиболее удачная, сегодня сказать сложно. Но я убежден в том, что обоюдные попытки навязать каждой из сторон свою модель экономического развития, бесперспективны.
Одна из проблем, стоящая перед нами, — изменение принципа формирования союзного бюджета. Сейчас он, грубо говоря, состоит из двух третей поступлений из российского бюджета и одной трети из белорусского. Считаю, что это несправедливо по отношению к Беларуси, поскольку там населения 10 млн. человек, а у нас около 150, что несоизмеримо, да и размеры бюджетов разные.
Чтобы исправить положение, необходимо, думаю, ввести ставку однопроцентного или двухпроцентного подоходного налога на граждан России и Беларуси, который бы сразу шел в союзный бюджет. Одновременно необходимо перестать брать эти налоги при уплате в национальные бюджеты.
Есть еще один немаловажный фактор. Союзный договор и проект Конституционного акта предусматривают присоединение к нам других стран. В этом случае предложенная мной схема налоговых поступлений в союзный бюджет может стать универсальной: по 1—2 процента подоходного налога с каждого гражданина вновь принятого в союз государства.

Шаг за шагом выполнять достигнутые договоренности
Виктор ГЕРАСИМОВ, заместитель председателя комиссии по экономической политике

1. Наиболее значительным успехом союзного строительства считаю создание единого экономического пространства. Были приняты соглашения по вопросам единой налоговой и таможенной политики, единой промышленной политики, единой системы тарифного и нетарифного регулирования, согласование мер по созданию равных условий для хозяйствующих субъектов, развитие кооперационных связей, топливно-энергетический баланс Союзного государства до 2020 года, соглашение о регулировании вопросов собственности Союзного государства.
Сотрудничество в области безопасности, в частности военно-техническое сотрудничество, совместную охрану западных границ и общую противовоздушную оборону также можно отнести к значимым достижениям этого 10-летия. Не сбросить со счетов и реализацию более 40 совместных программ и мероприятий, в которых участвует более 500 предприятий Беларуси и России.
И, что немаловажно, на различных уровнях управления (государственном, региональном, местном, предприятий) появилось понимание необходимости Союзного государства.
2. Преграды, стоящие на пути союзного строительства, — отсутствие политической воли на разных уровнях управления, которое связано с давлением Запада как на Беларусь, так и Россию; различия в подходах к роли государства в социально-экономическом развитии страны.
Для их устранения необходимо  выполнять достигнутые договоренности, использовать лучшие достижения советского периода отечественной истории наряду с использованием всего позитивного, что наработано к настоящему времени в зарубежных моделях социально ориентированной рыночной экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter