Мистер Twitter

В Англии и США за призывы к беспорядкам через социальные сети выносят жесткие приговоры

То августовское утро лос-анджелесским полицейским не предвещало ничего необычного. Выезды на место происшествий, составление протоколов, допросы... Но потом стало происходить нечто сюрреалистичное. Вдруг непрекращающейся сиреной завыли телефоны. И так три часа. Работа полицейского участка была парализована. Никто не мог понять, что происходит.
Это потом в ходе расследования выяснилось, что так пошутил рэп-исполнитель популярной группы The Game, разместивший на сайте соцсети Twitter
призыв “бомбардировать копов”.

И если в Лос-Анджелесе дело ограничилось телефонным трезвоном, то в Филадельфии подростки, получив “сигнал” собраться “погонять прохожих”, устроили настоящее уличное месиво. А в Джермантауне (штат Мэриленд) молодые люди развлекались тем, что влетали в магазины и, схватив первый попавшийся товар, убегали. И это проделывали не обездоленные и голодные дети — такой клич в этом месяце появился в соцсетях.

Власти Запада минувшей весной бурно приветствовали флешмобы (в переводе “мгновенная толпа”), когда это касалось уличных шествий на арабском Востоке. И грозно журили тех правителей, которые в отчаянной попытке остановить людскую бурю блокировали интернет. А затем был Лондон, где “новые методы коммуникации позволили разобщенным массам действовать сообща”. И уже премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил в парламенте, что правительство изучает возможность запрета для отдельных лиц пользоваться социальными сетями Facebook и Twitter. Это, безусловно, далеко не всеми в Туманном Альбионе было принято восторженными аплодисментами, но одинокие голоса несогласия, по сути, ничего изменить уже не могли. “Лондон пережил унижение, — кричали заголовки газет. — Подобное не должно повториться”. И как последний клик в интернете — суд графства Чешир приговорил 22-летнего Перри Сатклифф-Кинана и 20-летнего Джордана Блэкшо к четырем годам тюрьмы “за призывы к массовым беспорядкам при помощи социальной сети Facebook”. То обстоятельство, что, как пишет газета The Guardian, “ни одна из их записей в Facebook не привела к массовым волнениям”, не повлияло на строгое решение суда. Британские правоохранительные органы очень горды собой. “Мы быстро поняли, как эти события могут отразиться на нашем регионе и каким образом социальные сети используются для подстрекательства к действиям, внушающим страх нашим жителям”, — заявил пресс-секретарь полицейского департамента графства Чешир.

Сегодня можно долго спорить о том, почему юные и не очень граждане по всему миру так пылко откликаются на интернет-призывы и что этому может противопоставить общество. Но полицейские Англии и США, засучив рукава форменных рубашек, без лишних слов принялись пресекать на корню любые попытки противоправных действий. И такая жесткая позиция вполне понятна. Стражи порядка получают зарплату не за то, чтобы разбираться в тонкостях мотивов “нарушителей спокойствия”, а чтобы всеми доступными способами восстанавливать законность. Кстати, мэр Филадельфии Майкл Наттер ввел для несовершеннолетних комендантский час с девяти вечера по пятницам и субботам (во многих американских городах комендантский час для подростков действует как в рабочие, так и в выходные дни). Если в неурочное время гуляющих без сопровождения детей встретят полицейские в Филадельфии или Вашингтоне, то родители заплатят штраф 500 долларов, а в Лос-Анджелесе — 675. И никто не трубит об ущемлении чьих-то прав. Популярный постулат западного демократического общества: свобода личности заканчивается там, где начинается несвобода для другого человека — не вызывает даже позывов к оспариванию.

Безраздельное доверие к интернету — это феномен наших дней, который, конечно, будет детальнейшим образом изучен и проанализирован. Но ученые уже не один год бьют тревогу и говорят об опасности ухода детей в виртуальную реальность, где живое общение заменяется страничками “живых журналов”, а лондонские призывы пойти “громить магазины, где можно поживиться”, воспринимаются как приключения любимых героев онлайн-игр. Может, поэтому среди бесчинствующих мародеров в Англии были даже дети миллионеров?
Уходящим летом “флешграбиты” (новый термин) потрясали Миннеаполис, Чикаго, Кливленд, Нью-Йорк, Вашингтон и многие другие американские города. Молодежь обчищала магазины и нападала на прохожих, а затем убегала.

“Мы сегодня находимся в точке, когда новое явление, до сих пор не встречавшее противодействия, разрослось до опасных форм, — говорит Джефф Гардер, психолог из Калифорнии. — У многих сложилось ложное впечатление о безнаказанности. Компьютеры, смартфоны дают возможность быть в постоянном контакте с десятками, сотнями людей одновременно”. Джефф Гардер считает, что одна из причин разрушительных флешмобов в том, что молодежь многим недовольна, ей скучно и она хочет диктовать свои “правила игры”. Но самая большая иллюзия флешмобов — будто в них каждый действует по своей воле. У всякой массовой акции есть организаторы и исполнители. И любые действия либо законны либо нет. Правовая оценка должна даваться всегда. “Мы теперь будем квалифицировать подобные действия, будь то необоснованные звонки в полицейский участок или отправка по факсу черного квадрата, как достаточное основание для предъявления обвинения. Иначе и быть не может, — заключил в интервью “Los Angeles Times” представитель местной полиции Майкл Паркер. — И сегодня мы рассматриваем возможность привлечения к уголовной ответственности рэп-исполнителя группы The Game.

Виктор АНАТОЛЬЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter