Миссия выполнима

Торговле и производителям надо найти новые пути взаимодействия

Чтобы «вписаться» в амбициозные планы на 2012 год, торговле придется менять подходы в работе

«Привычнее делить мясо в разрубах по магазинам, но задача Минторга — в создании комплексной системы развития отрасли», — отметил заместитель премьер-министра Сергей Румас на итоговой коллегии Министерства торговли. В прошлом году Министерство торговли по объективным причинам выполнило не все доведенные показатели, но в целом результаты отрасли выглядят неплохо. «В этом году главными критериями оценки работы будут внешнеторговое сальдо и привлечение иностранных инвестиций на чистой основе», — отметил Сергей Румас.

Более жесткие экономические условия обострили и некоторые «бородатые» противоречия между производителями и ритейлом. С ними приходилось сталкиваться и в прошлые годы, но стремительный экономический рост до поры до времени позволял не замечать шероховатостей. Последние лет десять в стране упорно стараются «застопорить» рост потребительского импорта без ущерба для ассортимента. Соответствующие задачи ставятся и перед Министерством торговли. Отрасль с превеликим удовольствием готова продвигать отечественные торговые марки, но где они? Почти риторический вопрос. «Из 600 товарных позиций «заместителей» зарубежной потребительской продукции, которая необходима розничному ритейлу, к освоению в производство принято только 79», — констатировал ситуацию первый заместитель министра торговли Александр Забелло. Не удивительно, что потребительский импорт в 2009 году составлял 4,6 млрд. долларов, а в 2011-м — около 7 млрд. «В прошлом году только четыре предприятия прислали описания своих новых товаров», — удивляется начальник управления торговли и услуг Минского облисполкома Татьяна Абляк. — К сожалению, белорусские компании вспоминают про необходимость продвижения своих товаров только, когда у них заполнятся склады». Александр Забелло также отметил: при доведении показателей для некоторых торговых предприятий необходимо более логично подходить к оценке объективных факторов. Так, некоторым крупным белорусским уинвермагам, которые завозят в страну «критический» импорт, довели показатель по внешнеторговому сальдо. Белорусские торговые предприятия начинают открывать свои «дочки» в России, но проблема заполнить их ликвидным товаром. Предприятия — производители ведущих отечественных брендов создают свои товаропроводящие сети за рубежом, и «вписаться» в их дилерскую сеть в той же России достаточно проблематично.

Отметили представители Министерства торговли и определенный дефицит недорогих социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Производителям не выгодно их выпускать, и заявки торговли на эту продукцию не всегда выполняются в полном объеме. Признал проблему и Сергей Румас: «Административное сдерживание цен делает поставки за рубеж более рентабельными, по сравнению с внутренним рынком, что не исключает снижения ассортимента. Выравнивание цен — сложная, но необходимая задача правительства». Но Александр Забелло заметил, что стоит измениться конъюнктуре цен на зарубежных рынках, как некоторые белорусские производители сразу вспоминают про родного покупателя и стараются всеми силами включить административный ресурс. Скажем, еще недавно дефицитная гречка, которую в прошлом году со «скрипом» поставщики отдавали на внутренний рынок. Сейчас они активно используют административный ресурс, чтобы «завалить» торговлю выше меры этим товаром: в соседних странах цены на гречку нынче на 30 % ниже белорусских.

Словом, назрела явная необходимость принципиального обновления взаимодействия торговли и производителей. Сергей Румас в этом вопросе придерживается мнения, что компаниям необходимо чаще находить взаимопонимание в ходе переговоров, а не постоянно апеллировать к административному ресурсу. «Если не будет обоюдного интереса, система никогда не станет жизнеспособной: как только исчезнет давление, она умрет», — вынес свой вердикт Сергей Николаевич. Привел пример, когда в Санкт-Петербурге российским предпринимателям удается создать торговые сети, специализирующиеся на реализации белорусских товаров. Значит, можно договориться. Такой подход заместитель премьер-министра рекомендует использовать и белорусской торговле, и отечественным производителям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter