Накануне 85-го дня рождения Большого театра беседуем с гендиректором Владимиром Гридюшко о политике театра

Мировой статус обязывает ко многому

НАКАНУНЕ своего 85-летия Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси особенно радушен к гостям. Сегодня вечером пройдет гала-концерт с участием именитых зарубежных гостей, завтра состоится опера «Кармен», 25 мая 1933 года именно она была представлена первым зрителям. В день рождения театра для ценителей оперного и балетного искусств будет открыто и закулисье.


Мне же захотелось непременно познакомить читателей «СГ» с тем, кто определяет политику театра, показать, как думает человек, в чьих руках белорусский Большой за последние 9 лет расцвел на глазах. Владимир ГРИДЮШКО, несмотря на сумасшедший график, согласился на эксклюзивное интервью.

— Владимир Павлович, юбилейный год для театра показательный. Было заявлено большое количество премьер. Не могли бы вы их анонсировать? 

— Знаете, у нас каждый год много премьер, без этого невозможно. Они всегда украшают театр, способствуют привлечению зрителей. За время его новейшей истории после объединения оперной и балетной трупп и завершения реконструкции с 2009 года поставили около 60 новых спектаклей. И это не учитывая работу Камерного зала! Наша последняя оперная премьера – «Богема» Джакомо Пуччини, над которой работал всемирно известный Александр Титель, народный артист России, художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. А сейчас над балетной премьерой работает народный артист России Андрис Лиепа, к «Балетному лету» готовим премьеру спектакля «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского. Новый 86-й театральный сезон открываем оперой, рабочее название которой «Саломея и Иоанн», на произведения композитора Рихарда Штрауса «Саломея» и «Так говорил Заратустра». Это мировая премьера, поскольку в одной постановке соединены опера, популярная во многих странах, и балет. Благодаря только одной «Саломее» планка любого театра растет до невероятных высот в силу того, что такую оперу далеко не каждый может себе позволить. Музыка непростая и восхитительная. Эта идея заслуживает уважения. Позже еще одна премьера – балет «Анастасия». Это наш национальный проект на либретто Анатолия Делендика и музыку Вячеслава Кузнецова, над постановкой работает художественный руководитель балета Юрий Троян. Помогает наш спонсор – «Беларуськалий». Спектакль обязательно покажем горнякам. Кроме того, к Минскому международному Рождественскому оперному форуму готовим премьеру оперы «Дон Паскуале» итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Все партии исполнят начинающие солисты, наши стажеры.

— Какие сегодня есть проекты для регионов?

— В основном работают филиальные площадки. Первая лет семь назад была открыта в Могилеве, затем они появились в Новополоцке и Гомеле. Каждый месяц, иногда реже, там проходят наши оперные и балетные спектакли. Кроме того, выезжаем в регионы с концертами, приуроченными к акции «Мастера искусств – военнослужащим внутренних войск и сотрудникам органов внутренних дел Республики Беларусь». 

К слову, радует, что каждые выходные около театра вижу автобусы, причем не только с региональными, но и зарубежными номерами.

— Владимир Павлович, выбор репертуарных спектаклей всегда ответственный. Как работает ваш внутренний цензор? 

— Большой театр — это статус, который обязывает ко многому. Мы должны иметь определенный «джентльменский» портфель, состоящий из самых знаковых названий европейской, русской и национальной классики. Как можно обойтись без «Травиаты», «Богемы», «Кармен»? Это самые яркие и рейтинговые оперы в мире. Или без постановок «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Леди Макбет», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»? Невозможно представить театр без балетных спектаклей «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Корсар», без национальной классической оперы «Седая легенда» на музыку Дмитрия Смольского, удостоенной Государственной премии Беларуси, а также без лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» — балета «Витовт» Вячеслава Кузнецова.

У нас в репертуаре свыше 80 наименований спектаклей оперы и балета в одинаковых пропорциях. Лучшая лакмусовая бумажка — интерес зрителя. Есть спектакли, которые мы показываем 20 раз в году, и все аншлаговые, есть менее посещаемые, но мы стараемся все делать для того, чтобы публика осталась довольна. Если видим, что спектакль не востребован, убираем на некоторое время его из репертуара, а потом делаем новую редакцию. 

— Театр не боится идти на неклассические эксперименты. Взять ту же «Травиату», где действие перенесено в настоящее время. Насколько это оправданно?

— Мы позиционируем себя как театр традиционного классического направления. Понимаем, что спектакли были написаны в определенную эпоху, и стараемся ее передать. Однако не боимся идти в ногу со временем и показать для молодежи, зрителя в целом то, что делается во всем мире. По сути, даже если мы меняем эпоху стилистикой сценографии, одежды, содержание и музыка остаются прежними. Любовь Виолетты и Альфреда отражена, и неважно, во что они одеты. Она у себя дома в джинсах, на светском вечере в платье современного кроя, а не в пышном убранстве XIX века. Ничего нет такого, что противоречит эстетике, духу театра. Продолжая эксперименты, на пошлость точно не пойдем. 

В мире и балет разный бывает. Поэтому мы в разумных дозах стараемся показать современную хореографию. Когда-то можно было лишь мечтать о постановке Иржи Килиан «Шесть танцев», которой мы гордимся сейчас. Несколько лет назад мы открыли экспериментальный театр, и на малой сцене наши доморощенные артисты показывали свое мастерство. Современная хореография востребована и на мировых конкурсах, поэтому важно ею владеть. 

— Большой театр на один спектакль может себе позволить пять составов на зависть многим зарубежным артистам, у которых нет постоянной работы на одной сцене. Наш формат – роскошь или необходимость?

— На постсоветском пространстве сохраняется театр репертуарный, и если здесь не будет своей труппы, то каждый день спектакли показывать невозможно. Во многих западных театрах нет своих трупп, там работают приглашенные артисты, которые ездят по всему миру и гонорары получают весьма приличные. Только давайте уточним, что в балете приглашенные артисты – крайне редкое явление, и то в каких-то классических постановках, если хореография одна и та же. В опере музыка и слова остаются неизменными. Разная лишь стилистика, мизансцены. И приглашенный солист посмотрел видео, побыл на репетиции — и готов к спектаклю. В некоторых репертуарных театрах нет постоянных трупп, но все равно есть свой хор, оркестр и какое-то количество солистов на партии второго и третьего плана. Есть и такой подход: собрали спектакль, пригласили солистов, показали его несколько раз и забыли. В лучшем случае засняли на видео и продали потом сценографию. Это часто распространено с фестивальными постановками. У нас свой путь, и он наиболее правильный. Нам удается поддерживать зрительский интерес.

— Действительно, приходишь в Большой театр — и зал минимум процентов на 80 полон. И это как-то противоречит веяниям современной эпохи, которую то и дело упрекают в потере вкуса, царствовании потребительских, а не духовных установок, негативных последствиях цифровизации…

— На многих спектаклях наполняемость зала достигает 100 процентов! В этом театре до реставрации и позже на арендованных площадках в большей степени на оперных спектаклях он был полупустой. Стереотипы стереотипами, а под лежачий камень вода не течет, и если ты ничего не делаешь, интереса зрителей не будет. Во-первых, люди идут на названия, мы об этом с вами говорили. Во-вторых, нужно делать эти спектакли зрелищными и красочными. Художники по-настоящему должны работать. И, в-третьих, важна качественная работа в спектаклях как наших артистов и постановщиков, так и приглашенных. Каждый месяц пять-шесть именитых зарубежных гостей поют на наших спектаклях и собирают публику. Самые знаковые постановщики в мире работали у нас над постановками – народные артисты Советского Союза Никита Долгушин и Владимир Васильев, в свое время танцовщики номер один в мире — Нина Ананиашвили, Иржи Килиан, Андрис Лиепа, оперные режиссеры Ханс-Йоахим Фрай, Андрейс Жагарс, Александр Титель и многие другие. Делать театр одного актера, режиссера, балетмейстера в принципе преступно. Труппа ни к чему новому не будет готова, она просто закостенеет от игры в одном стиле. 

— Многие ваши артисты получили международное признание, выступают на престижных сценах. Оксана Волкова, Илья Сильчуков, Юрий Городецкий, Александра Чижик — это лишь часть внушительного списка. Наверняка талантливых хотят заполучить другие театры. Что же их здесь держит?

— Прежде всего — они возвращаются к себе домой. Это не раз подчеркивала в интервью та же Оксана Волкова. А мы никогда не препятствуем тому, чтобы наши артисты куда-то поехали выступить, потому что понимаем, что они там новый опыт получат и денег больше заработают в рамках индивидуальных гастролей. У нас ведь и свои масштабные турне устраиваются. Каждый декабрь-январь в крупнейших городах Германии и Австрии наши артисты за полтора месяца дают 30—40 спектаклей. Мы покорили Великобританию, Эстонию, Польшу, Мексику, Испанию, Италию, Францию, Китай, Россию, Украину и другие страны. Это и дополнительный экономический эффект дает, и стимул для работы артистов, и прославление театра, престиж для страны. 

— Владимир Павлович, театр – это много талантливых людей со своими амбициями. Удается ли сохранять спокойствие в этом «царстве»?

— Надо уважительно относиться к талантам, не загубить в их душе симфонию, тогда все будет хорошо. После спектакля, когда вижу, что артист действительно прекрасно танцевал, пел, всегда подойду и поблагодарю. Я ведь тоже от этого получаю удовольствие! Солистов, режиссеров, художников ценим и лелеем не только мы. Очень поддерживает званиями, медалями государство. Артисту важно, чтобы его больше хвалили и любили.

— Каким вы представляете Большой театр оперы и балета через лет 30?

— Я так далеко не заглядываю, но думаю, особый дух в театре сохранится. Если здание эксплуатировать в надлежащем режиме, не изменится внешнее убранство, потому что последняя реставрация делалась на века. Повсюду камень, гранит, мрамор, все красиво сверкает, радуют глаз скульптурные композиции наверху в нишах здания. Будет ли театр репертуарным или преобразуется в гастрольный, сложно сказать. Мне хотелось бы, чтобы все шло как есть, потому что это действительно достойно. Нас знают, воспринимают в мире, мы члены престижнейшей всемирно известной ассоциации оперных театров «Опера Европы». Проводим такие международные проекты, на которые едут гости из самых разных стран. Будущее в принципе невозможно без интеграции театров. Думаю, по-прежнему в цене останутся настоящие голоса, достойная хореография. 

– Владимир Павлович, спасибо за беседу! «СГ» желает Большому театру процветания и побольше верных зрителей, здоровья и достатка коллективу!

v.v.korshuk@gmail.com

Фото Михаила НЕСТЕРОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter