Дети гибнут на дороге
К концу года по мировой статистике дорожно-транспортных происшествий отчиталась в ООН Всемирная организация здравоохранения. Если кто-то не знает, ВОЗ является специализированным учреждением ООН, одним из самых широко известных и хорошо финансируемых. Статистика у ВОЗ – за 2021 год. Они всегда очень неторопливые.
Несмотря на то, что количество жертв ДТП в мире за 11 лет снизилось на 5 процентов, в 2021 году под колесами автомобильного транспорта погибли 1,19 миллиона человек. Это 3200 человек в день. От 20 до 50 млн человек в мире ежегодно получают в ДТП травмы и увечья, многие на всю жизнь остаются инвалидами. Ущерб, который приносят странам дорожно-транспортные происшествия, достигает 3 процентов от их ВВП.
ДТП остаются основной причиной гибели детей и молодежи в возрасте от 5 до 29 лет в мире. Каждый пятый погибший под колесами автомобиля в мире – ребенок. Всего, по данным ВОЗ, около 240 тысяч детей в год становятся жертвами инцидентов на дороге.
У молодежи риск дорожно-транспортных происшествий выше среди мужчин – 73 процента всех ДТП со смертельным исходом приходится на молодых мужчин в возрасте до 25 лет.
Из общего количества случаев смерти в результате ДТП на Юго-Восточную Азию приходится 28 процентов, на страны, расположенные в западной части Тихого океана (Австралия, Китай, Япония, Новая Зеландия и др.), – 25 процентов, на Африканский регион – 19, на страны Северной и Южной Америки – 12, на регион Восточного Средиземноморья – 11 и на Европу – 5 процентов.
53 процента жертв ДТП относятся к категории уязвимых участников дорожного движения. Это пешеходы (23 процента погибших), мотоциклисты (21 процент), велосипедисты (6 процентов), водители электросамокатов и других микромобильных устройств (3 процента). Смертность среди пассажиров автомобилей тоже снизилась и составила 30 процентов от общего числа смертельных случаев в мире. Оставшиеся 17 процентов – это погибшие в ДТП водители.
В докладе отмечается, что снижение общего количества жертв ДТП, к сожалению, не отразилось на статистике по гибели пешеходов и велосипедистов – она только растет. За 11 лет количество пешеходов, погибших под колесами автомобилей, в мире стало на 3 процента больше и достигло 274 тысяч человек, а велосипедистов – на целых 20 процентов (71 тысяча человек).
По данным исследования, 80 процентов дорог в мире не соответствуют стандартам безопасности пешеходов и только 0,2 процента имеют велосипедные полосы.
Девять из десяти смертельных ДТП происходят в странах с низким или средним уровнем доходов населения. При этом на долю таких стран приходится всего 1 процент от общемирового количества автомобилей, а риск смерти под колесами автомобилей – в 3 раза выше.
«Шагать» бы быстрее
В ВОЗ прогнозируют, что к 2030 году мировой автопарк увеличится вдвое. Однако прогресс в совершенствовании стандартов дорожной безопасности в мире слишком нетороплив и неповоротлив.
Только в 6 странах мира законы предусматривают ответственность в отношении всех факторов риска на дороге: это превышение скорости, вождение в нетрезвом виде, использование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских сидений. В число этих 6 стран входит и Беларусь, в которой безопасности дорожного движения уделяется большое внимание. Еще в 140 странах мира имеются законы, учитывающие хотя бы один из перечисленных факторов риска.
Лишь в 35 странах мира на законодательном уровне регулируются все ключевые функции безопасности транспортных средств, которые допускаются к эксплуатации (исправность тормозной системы, наличие подушек безопасности и др.). И только в 51 стране действуют законы, требующие проверок, касающихся всех участников дорожного движения.
О снижении за 11 лет смертности в результате ДТП сообщили 108 государств – членов ООН. Более чем на 50 процентов удалось снизить смертельную статистику в Беларуси, России, Дании, Японии, Литве, Норвегии, ОАЭ, Венесуэле, Брунее, Республике Тринидад и Тобаго. Еще в 35 странах был достигнут заметный прогресс – смертность в ДТП снизилась на 30–50 процентов.
«Показатели, связанные с трагическими смертями в результате дорожных происшествий, движутся в правильном направлении – в сторону снижения, но это происходит недостаточно быстро», – сказал генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.
А ведь каждый день, пока мы неторопливо «движемся в правильном направлении», в ДТП гибнут люди. Много людей. Не пришло ли время приложить максимум усилий и двигаться хоть немного быстрее…