Миром правят знания

День учителя в Беларуси отпразднуют более 440 000 педработников

«Будешь хорошо учиться — станешь…» Продолжение этой фразы имеет множество вариантов, но то, что знания важны, мы постигаем еще в детстве. Белорусское образование является массовым, поэтому сегодня это одна из наиболее динамично развивающихся сфер в государстве. В качестве доказательства известный пример: наша страна входит в первую тридцатку стран (28-е место) с высоким уровнем человеческого потенциала. В Беларуси более 10 000 учреждений образования, в которых трудятся свыше 440 000 педработников.

Беларусь — вторая после Франции страна, где все законы об образовании свели в единый кодекс. Его во втором чтении рассмотрят парламентарии на предстоящей осенней сессии. По словам замминистра образования Казимира Фарино, в образовании выполняются все десять существующих стандартов, в полном объеме реализуются поручения правительства и главы государства. На укрепление материально-технической базы учреждений к началу текущего учебного года направлено 770 миллиардов рублей. О суммах, в разы превышающих эту, идет речь при строительстве новых учреждений, а таких в системе образования сейчас 177 объектов — спорткомплексы, детсады и школы, новые общежития...

Конечно, ответственный, непростой труд педагога тоже должен иметь достойные материальные стимулы. С 1 ноября более чем на 30 % в связи с увеличением размера тарифной ставки первого разряда повысятся доходы всех бюджетников. В связи с уже принятыми по этому вопросу решениями зарплаты педагогов прирастут значительно, составив около 855 тысяч рублей в среднем. Есть и моральные стимулы работать лучше: в текущем году 10 педагогов получили госнаграды и еще 1840 человек — ведомственные благодарности, знаки отличия.

Казимир Фарино отметил, что острой остается проблема привлечения мужчин в профессию. Их присутствие в педагогике более чем скромно — только 15 %. Знают в Минобразования и о школьном бумаготворчестве, но, по словам Казимира Фарино, в министерстве сделали все, чтобы оптимизировать данный процесс, а потому движение всевозможных справок и отчетов между ведомством и школами сведено в обоих направлениях к нулю. Проблема носит скорее локальный, чем глобальный характер. Писать отчеты — личная инициатива специалистов отделов образования и руководителей школ, убеждены в ведомстве.

Общеобразовательные учреждения на сто процентов обеспечены национальной учебной литературой. Критические замечания по поводу ее качества не всегда обоснованны. Все-таки над этим трудится профессиональная школа авторов, за работой которых следят эксперты.

— Серьезная школа авторов учебников была в Москве. И из постсоветских стран Беларусь пока единственная, где удалось создать свой авторский коллектив. Теперь наши специалисты выполняют эту работу не хуже, чем их российские коллеги, даже когда речь идет об учебниках для школ по русскому языку. Более пяти лет наша страна не закупает учебную литературу для школ за рубежом. Хотя раньше учебники шли сюда железнодорожными составами, — подчеркнул замминистра.

Инна ЮРЧИК, «Р»

----------------------------------- 

3 октября — День учителя. всенародно любимый профессиональный праздник. В этот день каждому из нас есть кого поздравить. Наш вопрос сегодня звучит так: «А вы помните вашу первую учительницу?»

Алесь МУХИН, ведущий белорусского клуба «Что? Где? Когда?»:

— Конечно, помню. Это Зинаида Максимовна Вержбицкая, представительница белорусской интеллигенции. С ней мы постоянно бывали в каких-то поездках, турпоходах. Могу сказать, что именно она привила мне любовь к знаниям. А первая линейка запомнилась тем, что я очень долго ждал встречи со старше­классниками, нервничал, и поэтому ободрал свой цветок. Пришлось дарить голый стебелек — до сих пор стыдно перед неизвестной мне десятиклассницей.

Александр РОЩУПКИН, ректор Белорусской государственной академии музыки:

— Первый класс я окончил в школе № 1 города Тбилиси. Запомнилось, что наш учитель, Иван Дмитриевич Яблоновский, носил нарукавники. Помню, с какой гордостью принес домой свою первую отметку — тройку. Мама тогда почему-то сказала: «Подожди, вот придет папа». Папа был военным, у нас в Тбилиси было много друзей. И в моем табеле было отмечено, что из 240 учебных дней я посетил только 120. В остальные меня брали с собой на застолья — это же гостеприимная Грузия.

Артем ГОРБАНЬ, председатель Белорусской федерации спортивного покера:

— Строгая, но справедливая. Вторая мама. Это про мою первую учительницу — Людмилу Валентиновну. Как-то зимой мы всем классом пошли в цирк, и я умудрился потерять там шапку. Я сказал друзьям что-то мальчишеское, в духе: «меня родители дома убьют». Учительница так близко приняла это к сердцу, что вечером позвонила нам домой и попросила не наказывать. Папа потом долго смеялся…

Владимир ГРИГОРОВИЧ, начальник станции Минск-Пассажирский:

— Первую учительницу Веру Трофимовну Ермошкевич и сейчас узнал бы в лицо, хотя с того времени, как я пошел в первый класс, прошло уже 46 лет. Она была очень маленького роста, в школу ходила пешком вместе с директором из соседней деревни за три километра. Помешать ей не могли ни мороз, ни пурга. Очень хотела, чтобы мы хорошо читали — не по слогам, а быстро, с выражением. Поэтому чтение у нас было отшлифовано так, что даже пятиклассников приводили к нам во второй класс на уроки, чтобы брали пример.

Никита КИСЕЛЬКОВ, студент факультета финансов и банковского дела БГЭУ:

— Главное, чему меня научила наша Лариса Павловна, — это дисциплина и умение учиться. Моя единственная в дневнике двойка поставлена ее рукой. Как сейчас помню: 2-й класс, по «Человеку и миру» задали читать с 3-й по 27-ю страницу. Я подумал, что последняя страница — не включительно. Естественно, на уроке меня спросили именно то, что было на 27-й. Про ядовитые грибы. Я вспомнил только мухомор. А такие знания тянули разве что на двойку. Но я за это не в обиде. И о могилевской городской гимназии № 1 самые хорошие воспоминания.

Ирина СУХИЙ, председатель совета общественной организации «Экодом»:

— Училась я в СШ № 103 Минска. Наша учительница Дина Ивановна, пожалуй, самая заботливая. Я была самая высокая в классе, и поэтому меня всегда садили за последнюю парту. Несмотря на это, училась хорошо, окончила школу с золотой медалью. И за 10 лет прогуляла только один урок — белорусскую литературу: пошла на соревнования по теннису.

Александр ИЛЬЮЩЕНКО, директор Института порошковой металлургии НАНБ:

— Первую учительницу звали Лидия Васильевна Черкас. В первый класс я пошел в 1962 году в 88-ю школу Минска. Она была абсолютно новая, и детей было так много, что я учился в «Е» классе. Тогда читать и писать в детском саду не учили, эти умения мы приобрели в начальной школе. А вот жизненный опыт школа стала давать класса с пятого. Именно тогда пришло понимание, что бывают талантливые учителя, способные вызвать серьезный интерес к своему предмету. У нас таким был учитель физики по фамилии Гальперин, его уроки все очень любили.

Игорь ЛАТУШКО, бас-гитарист:

— Моя учительница всегда казалась мне, маленькому мальчику, очень властной. Учился я хорошо, но постоянно умудрялся попадать в разные нелепые истории. Однажды прямо посреди урока взорвал петарду. В наказание — грозное «дневник на стол» и неуд по поведению. А месяц назад мы случайно встретились с ней на улице. Ходили в кафе, посмеялись от души.

P.S. Не забудьте поздравить в воскресенье своих бывших и нынешних учителей.

Виктория ТЕРЕШОНОК, Ирина ФИЛИПКОВА, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter