Мирный атом Беларуси. Быть или не быть? В последнее время в Республике Беларусь стали циркулировать слухи о возведении своей собственной атомной электростанции и что для этой цели якобы подобрана уже площадка.

Насколько знаю, в официальных СМИ об этом не сообщалось, да и решения на эту тему нет. А коли так, то есть необходимость поразмышлять: нужна ли нашей Республике АЭС? Не являясь сторонним наблюдателем, не понаслышке зная, что собой представляют подобные объекты и будучи знакомым с мнением выдающегося ученого-эколога, академика Международной академии экологии И.Н.Смоляра (к сожалению, покойного), позволю себе высказать свое мнение о возведении АЭС в Беларуси.
Сторонники этой идеи утверждают, что выработанная электроэнергия на АЭС дешева, сооружение таких объектов при современных производственных и строительных технологиях для нас вполне доступно, нет проблем в обеспечении общей и радиационной безопасности, оптимистичны и вопросы управления ядерными процессами. Впрочем, о причинах закрытия Игналинской АЭС, что в Литве, умалчивается, поскольку эта станция не соответствует стандартам Европейского союза.
Так ли уж дешева атомная электроэнергия? В советские времена в годы “холодной войны”, когда на разработку и создание вооружений, в том числе термоядерных и ядерных, выделялись колоссальные средства, стоимость 1 кВт/ч электроэнергии составляла около 3 центов (тогда доллар равнялся 87 копейкам), а в 2000 году — 10 центов.
Уж коль зашла речь о стоимости электроэнергии, вырабатываемой АЭС, нелишне напомнить читателям, во что обойдется ее строительство. По данным за 1996 год известной западной газеты “Файнэншел Таймс”, строительство газовой электростанции мощностью 1000 МВт стоит около 670 млн. долларов со сроком строительства и пуска два года. АЭС такой же мощности будет стоить от 3 до 5 млрд. долларов и возводится в течение восьми лет. Чувствуете разницу? Указанный срок “по плечу” только развитым “атомным” странам, таким как Франция, США, Германия. Остальные страны будут довольствоваться 15—20 годами. Сколько же лет будет строиться АЭС в Республике Беларусь? Вопрос, конечно, интересный... Вопросом также являются и сроки ее самоокупаемости.
Где мы будем приобретать реакторы, парогенераторы, охладители, турбины, электрогенераторы, спецнасосы и прочее оборудование, наконец, главное — ядерное “горючее” в виде двуокиси урана? Указанные компоненты АЭС промышленностью Беларуси не выпускаются. Закупить придется за рубежом, скорее всего, в России. Какова стоимость реактора в настоящее время — не знаю. Наиболее приемлемыми в части надежности являются водо-водяные (ВВЭР) и реакторы на быстрых нейтронах. Автор этих строк в 1987 году побывал на головном предприятии атомного машиностроения тогдашнего СССР — заводе “Атоммаш”, что в г.Волгодонске Ростовской области, и своими глазами созерцал изготовление водо-водяных реакторов (ВВЭР-1000), которые предполагались для использования на Балаковской и Ростовской АЭС. Видел работу уникального токарно-фрезерного станка “Шисс” (ФРГ), на котором, играючи, обрабатывался корпус реактора, гигантский японский пресс “Ихи” в процессе штамповки днищ реактора с последующей ручной их обработкой внутренней поверхности (обработку вручную вели слесари-шабровщики 6-го разряда, между прочим, имеющие диплом инженеров Новочеркасского политехнического института). На меня произвел большое впечатление высокий интеллектуальный уровень рабочих, что свидетельствовало о качестве выпускаемой продукции. Я уж не говорю о том, как из огромных, отлитых на Ижорском металлургическом заводе колец “сваривали” корпуса реакторов и теплообменников, а после рентгеновского контроля в установке на глубине 40 метров место сварки не имело ни одной раковины или “пузыря”. Особые впечатления ожидали в цехе сборки при стерильной чистоте помещений и рабочих мест.
Можно только догадываться об огромных капиталовложениях в атомную промышленность. То были советские времена, СССР был велик и могуч, средств на АЭС не жалели.
А теперь хотелось бы сказать несколько слов о долговечности АЭС. Как показывает мировая практика, ресурс их работы, как, впрочем, и атомных подводных лодок, 30 лет. А что дальше? Остановка АЭС и утилизация атомных реакторов. Это весьма сложное и дорогостоящее мероприятие, сродни ее возведению. Станция уже ничего не вырабатывает, но “живет и дышит”. Для нее нужны тепло, электроэнергия (откуда?), обслуживающий персонал. Пример — Ленинградская АЭС: ресурс выработан, топливо осталось. Хлопот — море. Процесс остановки АЭС в штатном режиме до конца не изучен. А сколько в бухтах Северного и Тихоокеанского флотов атомных лодок ждут утилизации реакторов — известно разве что господу Богу... Примет ли Россия через 30—35 лет “ядерные гробы” или ядерное кладбище будет подобрано у нас?
Поразмышляем об экологии вокруг атомной станции. Ранее, в советские времена, информация о ядерных катастрофах, наподобие челябинской и других, широкой общественности была неведома. И только чернобыльская катастрофа многим людям открыла глаза, какая опасность может исходить от АЭС. Даже в условиях идеальной работы систем безопасности станции проживающее вблизи население ощущает на себе все “прелести” соседства в виде снижения защитных функций организма, роста онкологических заболеваний и других, связанных с ионизационным воздействиям различных изотопов. Как бы то ни было, но в районе АЭС будут выбрасываться в аэрозольном виде радионуклиды, среди которых возможны и углерод-14, и цезий-137, и криптон-85, и им подобные. Известно, что малые дозы, получаемые длительное время, более губительны, чем большие, в чем мы можем убедиться сейчас, после чернобыльской ядерной катастрофы.
Зная еще живучую советскую приверженность не только выполнить, но и перевыполнить всяческие планы и обязательства, можно судить и о качестве работ при строительстве станции, что может серьезно отразиться на степени ее безопасности. Если бы в ходе строительства Чернобыльской АЭС была предусмотрена и воплощена в жизнь западноевропейская или японская система безопасности, ситуация 26 апреля 1986 года могла быть иной или ее вообще не было бы. А эта система предусматривала в случаях чрезвычайных аварийных ситуаций “отстрел” реактора в шахту с ее засыпкой, чтобы исключить выброс грунта при его взрыве, возведение над заглубленным реактором железобетонного защитного колпака, выдерживающего прямое падение на него с высоты 9000 м аварийного “Боинга-737”. Ничего этого Чернобыльская АЭС и другие не имели. Сэкономив на безопасности, мы после чернобыльской катастрофы имеем то, что имеем.
Что касается недоступности территории АЭС для террористов. Об этом достаточно хорошо рассказала телепередача московского ТВЦ, показав эпизоды, когда работу одной из российских АЭС и на атомном ледоколе блокировали несколько хорошо подготовленных спецназовцев. К счастью, то были всего лишь учения.
Вот далеко не полный перечень аргументов не в пользу возведения подобного объекта в Республике Беларусь, хотя сама идея имеет право на существование. Но, на мой взгляд, строить в Беларуси АЭС на 30 лет и в течение десятка лет весьма расточительно. Недавнее оптимистичное заявление академика Российской АН Е.Велихова о перспективах использования управляемой термоядерной энергии является всего лишь заявлением, хотя подобные исследования успешно ведутся в России и США.
Какой выход из создавшегося непростого положения? Искать альтернативные безопасные источники энергии с использованием вторичных энергетических ресурсов, покупать электроэнергию за рубежом — такая практика купли-продажи существует давно; использовать энергию ветра, что в Беларуси успешно осуществляется на практике (две работающие ветроэнергетические установки в дер.Занарочь Мядельского района); можно использовать гидроэнергию малых рек — вариантов множество.
При решении сложных вопросов следовало бы выслушать и мнение белорусского народа, ибо в памяти белорусов продолжает кровоточить незаживающая рана ядерной катастрофы в Чернобыле. Вопрос строительства АЭС необходимо обсудить, вплоть до референдума, еще до окончания действия моратория на возведение ядерных объектов на нашей территории, взвесить все “за” и “против”, так сказать, “сто раз отмерить и один раз отрезать”. И только тогда принимать решение. Так будет справедливо и демократично.

Атомная электростанция — объект особого внимания, имеющий особую конструкцию, работающий в особом режиме, требующий особого профессионализма обслуживающего персонала и имеющий сложнейшую систему общей и радиационной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter