МирнаЯ жизнь под обстрелом

Мы много пишем о том, что стране как воздух нужен инвестиционный климат, который способствовал бы привлечению в Беларусь капиталов и технологий.
Мы много пишем о том, что стране как воздух нужен инвестиционный климат, который способствовал бы привлечению в Беларусь капиталов и технологий. Но доверие бизнесменов к власти в этой сфере складывается из многих факторов. И если деловой человек чувствует себя некомфортно, он делится информацией с коллегами, и это существенно влияет на имидж страны.

В особенности, если речь идет о таких вещах, как чиновничий произвол, подстрекательство к взяткам, и иных махровых цветах. У нашей страны в этом смысле не самый плохой имидж, хотя и не все безоблачно. Недавно "Комсомольская правда в Белоруссии" опубликовала любопытную заметку, которая, возможно, "укрупняет масштаб" проблемы, но тем не менее заслуживает интерес

: "85% бизнесменов дают "на лапу" чиновникам. Именно такое количество предпринимателей признались, что были вынуждены подкупать представителей белорусских органов власти. Из 335 бизнесменов, ответивших на анкету Международной финансовой корпорации, 44 процента заявили, что дают взятки "изредка", а 41 процент предпринимателей подтвердили, что постоянно "одаривают" чиновников. И лишь 15% опрошенных наивно считают, что такого явления, как взятки, не существует. А может, их просто не предупредили, что анкеты были анонимными?" - заключает "КП". Стоит ли закрывать на все это глаза?

Недавно в редакцию "СБ" обратилась германская предпринимательница г-жа Хеттих. Прямо скажем, ничего, кроме удивления, порой граничащего с возмущением, ее рассказ не вызывает.

Эпизод первый

: бойкие "адвокаты"

Немецкая фирма "Хеттих" почти год занимается транзитными пассажирскими перевозками из России в Германию. Автобусы компании ежедневно совершают рейсы с остановками в Минске и Бресте. Услугами немецкой фирмы регулярно пользуются как граждане России и Германии, так белорусы и поляки. По словам минского представителя "Хеттих" Святослава Стешица, клиенты компании - это в основном солидные бизнесмены, которые умеют ценить высокий уровень сервиса. К тому же приемлема и стоимость услуг немецких перевозчиков. К примеру, проезд из Минска в Потсдам (автобусом еврокласса с питанием) стоит около 40 долларов. Знающие люди могут дать оценку этой стоимости.

Руководство компании никогда не жаловалось на транзитные трудности. Владельцы фирмы, бывшие "казахстанские немцы" Эльвира и Артур Хеттих, очень хорошо воспринимали нашу страну и с удовольствием сотрудничали. До недавнего времени...

В нынешнем апреле нанятого по трудовому договору россиянина, водителя одного из автобусов "Хеттих", попутал бес. Он попытался нелегально провезти через Брестскую таможню 106 блоков сигарет. Чистой воды контрабанда! На таможенном переходе "Варшавский мост" контрабанда была обнаружена. Понятное дело, нечестный водитель был привлечен к ответственности. Но при этом совершенно неожиданно у немецких бизнесменов прямо на таможне был конфискован... автобус. "Хеттих" понес огромные потери. Чтобы "доотвезти" 57 пассажиров, в буквальном смысле оказавшихся на улице, пришлось гнать из Германии другой автобус.

Но на этом злоключения фирмы, ставшей заложницей нечестного водителя, не закончились.

Брестские таможенники, в частности старший инспектор таможни "Западный Буг" С.Стрижак, задокументировал, что автобус "является непосредственным объектом административного нарушения". Это означает конфискацию.

Немногим позже в суде Московского района Бреста судья Т.Ласкович согласился с таможенным вердиктом и вынес решение не только о взыскании с российского водителя штрафа и конфискации контрабандных сигарет, но и о конфискации принадлежащего компании автобуса.

Естественно, фирма "Хеттих" с этим не согласна и убеждена, что данное решение, даже если оно основано на формальных признаках закона, не отвечает духу сотрудничества и весьма пренебрежительно по отношению к праву собственности. "Хорошо, - считают в фирме. - Водитель должен быть наказан, сигареты должны быть конфискованы. Согласны. Но при чем здесь автобус? Разве фирма уполномочивала нанятого водителя незаконно распоряжаться своей собственностью? Почему она должна нести такие гигантские убытки? Разве можно сегодня в центре Европы государственным чиновникам руководствоваться такими архаичными подходами и стричь всех под одну гребенку? Мелкого жулика и серьезную фирму, которая работает на благо граждан трех стран?"

С этими аргументами трудно не согласиться. Хватит нашей стране всяких сплетен, чтобы появилась и еще одна: дескать, Беларусь превращается в "черную дыру", где государственные чиновники обеспокоены только увеличением количества "конфиската"... Надо еще разобраться, чего тут больше: упущенных выгод или реальных приобретений. Хотя, конечно, строгое соблюдение законодательства под вопрос не ставится... Но еще Монтескье заметил, что дух законов - это прежде всего право на собственность...

Поэтому и нет однозначной позиции вокруг происшествия с немецким автобусом.

Прокурор Брестской области и заместитель Генерального прокурора направили протесты по поводу состоявшихся судебных решений и ставят вопрос о возврате компании туристического автобуса. Однако колесо юстиции вертится медленно и порой в труднообъяснимом направлении. В Брестском областном суде, например, компании "Хеттих" предложили судиться по поводу возврата автобуса с... российским водителем-контрактником. Данная рекомендация придает серьезному делу несколько юмористический характер.

По словам Эльвиры Хеттих, некоторые работники таможни в беседе с ней намекали на некие "секретные указания", которые, мол, требуют от них "изъятия всего, что движется". По нашему мнению, это полный бред. Не может быть таких указаний. Но главное в том, что госпоже Хеттих, по ее словам, прекрасно осведомленные о деле люди, не имеющие отношения к таможне, прозрачно рекомендовали келейно "решить вопрос". В традиционной форме - через взятку. Форма этого предложения была весьма незатейливой: мол, "Закон вас защитит, если вы наймете "нужного" адвоката и всего за 15 тысяч долларов...".

Немцы недоумевают. Они высокого мнения о Беларуси, им импонирует спокойствие, уверенность власти. Но они разводят руками - почему законодательную коллизию нужно решать таким низким способом?

Представьте себе, говорит потрясенная г-жа Хеттих, что машинист государственного поезда провозит у себя под сиденьем контрабанду. Таможенники находят ее и, высадив пассажиров, конфискуют... весь состав. Абсурд... С этой аргументацией тоже трудно не согласиться: чем эта ситуация, собственно, отличается от истории с автобусом? Но это еще не все. Фирма "Хеттих" имеет новые нюансы для огорчений...

Эпизод второй

: сержант с большой дороги

В ночь на 12 сентября автобус компании "Хеттих" совершал очередной рейс из Москвы в Хальброн. В Толочинском районе в свете фар вдруг неожиданно появился некто в милицейской форме и указал знаком, чтобы автобус остановился. Как известно, транспортным средствам в темное время суток разрешено не останавливаться на знаки людей в форме... Надо следовать к посту ГАИ. Сколько было случаев нападений! Поэтому водитель, имея в салоне 50 пассажиров, совершенно правомерно не остановился. И правильно сделал. Что дальше? Началась сущая погоня. За автобусом понеслась легковушка. Она "подрезала" автобус, выбежавший человек в форме, размахивая пистолетом и громко ругаясь, потребовал открыть дверь салона. Водитель автобуса, естественно, предложил преследователю показать свое удостоверение и вместе доехать до ближайшего поста ГАИ. Услышав резкий отказ, испуганный водитель автобуса включил скорость... И тогда прогремели выстрелы. Одна из пуль пробила заднее колесо, машина завиляла, в салоне началась страшная паника. И хотя автобус чудом избежал аварии, водитель уже не сомневался, что на них совершено разбойное нападение, и еще быстрее помчался к ближайшему милицейскому посту.

Там обезумевших от страха людей - в основном иностранцев - успокоили: бандиты ни при чем, автобус был обстрелян... работником милиции.

Что интересно: наверняка, остыв, меткий стрелок махнул на автобус рукой и с чувством выполненного долга отправился домой спать. Водитель, правда, с уверенностью утверждает, что в момент остановки автобуса бравый милиционер был "в стельку пьян", но сейчас это установить, конечно, невозможно. Важно другое. Инспектор Толочинского РОВД Бондарев даже не доложил о случившемся дежурному по райотделу милиции. Так, дескать, ерунда, ну выстрелил, с кем не бывает? Отоспавшись, сержант добавил хранившийся у него дома патрон (!) в обойму и, как положено, сдал дежурному пистолет.

Какую, однако, реакцию вызвал этот дикий факт в прокуратуре?

Заместитель прокурора Толочинского района И.Едис отметил, что "водитель автобуса создавал реальную угрозу жизни и здоровью граждан и не подчинялся законным требованиям работников милиции остановиться". Эта чеканная формула означает, что В.Бондарев прав, чист и может являться примером для сослуживцев. Но что бы сказал юрист Едис, если бы автобус и 50 пассажиров оказались после обстрела в кювете? Это, конечно, не история с украинской ракетой, но аргументация г-на Едиса нас, прямо скажем, огорчает...

Впоследствии, когда стало ясно, что сор из избы надо все же выносить, прокуратура Толочинского района по результатам проверки хоть и "отказала в возбуждении уголовного дела", но все же сделала представление об увольнении милиционера из органов. Удовлетворения при этом, честно признаемся, почему-то не наблюдается... Вооруженный и безответственный человек на дороге - это предпосылка к большим трагедиям. Но, похоже, в данной истории все закончилось легким испугом "шалуна" с большой дороги. И поэтому постановление г-на Едиса об отказе в возбуждении уголовного дела представляется нам очень диетическим. А немцы? О них, похоже, во время всей этой кутерьмы думали меньше всего. Престиж фирмы, марка, брэнд - все это для толочинских правоведов, скорее всего, пустой звук.

А фирма "Хеттих", между прочим, занималась не только пассажирскими перевозками. За неполный год своей деятельности эта компания неоднократно оказывала безвозмездную помощь в визовой поддержке пострадавшим от чернобыльской катастрофы детям, устраивала для них бесплатные туры в Германию. Фирма содействовала в налаживании дружественных связей между ветеранами второй мировой войны, организовывала солидные мероприятия по оказанию нам гуманитарной помощи.

Эльвира Хеттих и сейчас утверждает, что по-прежнему желает сотрудничать с Беларусью, однако ее фирма уже вынужденно сократила втрое количество перевозок. Будущее ей видится еще более пессимистичным. "Наша фирма из-за такого жесткого подхода чиновников поставлена на грань банкротства. Мы так и не можем понять, на каком основании конфискован наш автобус", - говорит Эльвира Хеттих и собирается обратиться с заявлением в Международный суд.

Только вот кому это нужно?

Странно получается: на официальном уровне много говорится об уважении к порядочным иностранным партнерам, а как дело доходит до конкретной дороги, по которой ездит фирма "Хеттих", то либо конфискуются оборотные средства, после чего у предпринимателей опускаются руки, то вот обстреляли и вообще подорвали доверие со стороны клиентов.

Обойдемся, впрочем, без морали. И так все ясно... Надеемся, что нас прочитают в высоких кабинетах, где, в отличие от инспекторов таможни и милицейских сержантов, сидят специалисты, понимающие суть таких актуальных для государства понятий, как "имидж страны", "инвестиционный климат", "международные взаимоотношения". Очень надеемся также, что и без всяких лукавых "адвокатов" г-жа Хеттих получит внятные и объективные ответы на свои претензии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter