Мира Тодоровская:

Дайте доделать фильм мужа!

Дайте доделать фильм мужа!


26 августа легендарному режиссеру Петру Тодоровскому («Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова», «По главной улице с оркестром» и др.) исполнилось бы 88 лет. Он ушел 3 месяца назад, так и не успев приступить к съемкам фильма «Оглушенные тишиной», сценарий к которому написал сам. Его вдова готова закончить работу и посвятить ее памяти мужа, если министерство культуры пойдет навстречу...


Мы встретились с Мирой Григорьевной на недавнем кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, куда Тодоровская приехала «побыть среди своих», среди кинематографистов. Так легче переживать горечь утраты. В их семейном союзе, продлившемся 52 года, родился сын Валера, сейчас сам известный режиссер и продюсер.


Услышьте меня, я справлюсь


– Мне сейчас нужна поддержка журналистов, общественников, просто неравнодушных, – начала разговор Мира Григорьевна. – Я должна снять фильм «Оглушенные тишиной», сценарий к которому Петр Ефимович написал еще пять лет назад. Автобиографичная история о том, как в мае 1945 года он, 19-летний юноша, высадился на Эльбе. Назначенный комендантом города, он там восстанавливал мирную жизнь. И даже влюбился в немку, которая выдавала себя за племянницу Паулюса.


Министерство культуры выделило деньги на съемки еще до смерти Тодоровского. И вдруг недавно потребовало вернуть их, заявив: «Режиссера уже нет, а жена снять не сможет». Не согласна! Я работала почти на всех картинах Петра Ефимовича, начиная с «Интердевочки», где даже идея изначально была моей. Я получила разрешение на экранизацию у автора повести Владимира Кунина, потом пришла на «Мосфильм» с предложением, наработками и даже нашла часть денег в Швеции (фильм совместного производства России и Швеции. – Авт.).


Лену Яковлеву, которая снялась в «Интердевочке» в главной роли, кстати, тоже привела я. Увидела в одной из картин Вадима Абдрашитова и запомнила. И когда решали, кто сыграет, я сказала мужу: «Лена!»


– Что ты! – возразил Петр Ефимович. – Проститутки же грудастые, полные, а эта худая, и ноги у нее заворачиваются в веревочку.


Но я все равно позвонила Лене, пригласила на встречу. Она пришла и села – ноги веревочкой (улыбается). В итоге Петр Ефимович взял на картину Лену и ни разу не пожалел. Она очень хорошо сыграла и стала одной из его любимых актрис. Позже Петр Ефимович снял ее в главной роли в фильме «Ретро втроем». Тоже была моя идея, сценарий, и я была продюсером.


Как режиссер я сама сняла телефильм «Жена Сталина» с Ольгой Будиной. Сын, узнав, что я приступаю к съемкам, страшно нервничал и ругался. Переживал, что опозорюсь. Но когда картину показали по ТВ, к Валере подошел гендиректор ВГТРК Олег Добродеев и сказал: «Ваша мама сняла замечательное кино». Валера тут же позвонил мне: «Знаешь, у меня камень с души упал...»


Я вам это рассказываю не потому, что похвастать хочу. Нужно, чтобы в министерстве культуры услышали и поверили: мне можно доверить съемки фильма по сценарию мужа. Я справлюсь. Фильм должен быть готов к 9 мая 2015 года – 70-летию Победы.


Высоцкий нашему Валере спать не давал


Мы с будущим мужем познакомились в Одессе. Я там училась, танцевала в ансамбле. Как-то взялись исполнять песню Петра Ефимовича (Тодоровский написал музыку ко многим фильмам. – Авт.), и он приехал на репетицию. Красавец с сине-зелеными глазами. Я тоже была хороша собой, носила яркую красную юбку, из-под которой выглядывали кружевные оборки. Позже сын Валера списал с меня, молодой, главную героиню своего фильма «Стиляги». Петру Ефимовичу было 35 лет, а мне 21 – существенная разница.


На вторую встречу он пришел с гитарой. Сообщил, что должен ехать в экспедицию в Ленинград, а мне предложил пожить в его одесской квартире. Я ведь обитала в общежитии. «А вообще-то, – добавил он через несколько минут, – поехали лучше со мной». «В Ленинграде и поженимся», – как о решенном деле сказал он уже на следующий день. И я поехала.


Помню, они с Окуджавой собрались снимать фильм, подали заявку на киностудию. Но тут Булат попал у власти в немилость, и им отказали. Муж заявил: «Тогда я вообще ничего снимать не буду. Окуджаву не предам!»


Хотя сам Булат преспокойно уехал в Москву и забыл о фильме: не случилось – и ладно. А Тодоровский не снимал. То есть ничего не зарабатывал. Семью кормила я. Тогда в моде были научно-популярные фильмы – про море, волны, корабли… Сценарии к ним я и писала.


Жили мы напротив Одесской киностудии. Все самые знаменитые режиссеры бывали у нас в гостях: Тарковский, Кончаловский, Михалков... Конечно же, бывал и Высоцкий. Они записали целую бобину – Володя поет, а Петр Ефимович ему аккомпанирует, эта пленка даже сохранилась. Высоцкий не просто пел – орал. Так, что маленький Валера не мог уснуть. Бывало, и милиция приезжала.


Мы тоже часто ходили в гости. Иногда приходилось тащить мужа на себе – принял лишнего. Потом у него открылась язва желудка и пить он перестал.


На кладбище не плакала, держалась


Все артисты его обожали. Как они переживали, когда его не стало, – и Лена Яковлева, и Ира Розанова, и Гарик Сукачев, с которым (об этом сейчас немногие помнят) они одно время вместе концертировали. Все рыдали!


Он ушел неожиданно. Врачи не обмолвились ни разу, что ситуация безнадежная, что совсем слабое сердце. Он болел, в последние месяцы дышал с хрипами, лежал в больнице. Но мы все равно надеялись на лучшее.


...В тот день мужу стало лучше, он даже вставал. Потом я ему сказала: «Ложись отдохни, а я приеду завтра». Он лег. Я подошла, поцеловала его в щеку. На что муж в своей шутливой манере возмутился: «Нет, этот номер у тебя не пройдет – целовать в щеку. Целуй в губы!» Я улыбнулась, поцеловала и пошла к двери. Он помахал рукой.


А через два часа Петра Ефимовича не стало. Врачи, пожалев меня, сообщили об этом только следующим утром.


Была бы я верующей, наверное, мне было бы легче. Я даже на кладбище не плакала, держалась. А через полтора месяца случился гипертонический криз. Давление жуткое, раньше такого не было. Две недели лежала в больнице, подозревали инсульт. Сейчас прихожу в себя. Спасает работа. Утром просыпаюсь, собираюсь и еду в наш офис на «Мосфильме». А вечером дома разбираю архивы. Он же последние 5 лет ничего не снимал. Сидел дома, писал музыку, сценарии и ждал меня с работы. Я возвращалась, и мы шли гулять по поселку.


У меня даже подруг нет. Все время проводила с мужем или на работе.


Виктория Катаева.


Москва — Минск.

 

Советская Белоруссия №163 (24300). Суббота, 31 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter