Мирослав Ромащенко - наш человек на чемпионате мира в России

Мир Ромащенко

Этот крошечный фрагмент маленького триумфа вырван из бесконечной мозаичной череды событий, которую и представляет собой картина бытия, зовущаяся человеческой жизнью. Запечатленный камерой фотографа Геннадия Семенова сладостный миг победы отделяет от наших дней почти четверть века — комариный чих в сравнении с вечностью, но весьма приличный срок применительно к отведенному нам на этой земле пределу.

12 октября 1994 года. Отборочный матч чемпионата Европы Беларусь — Люксембург. Радость Мирослава Ромащенко, только что забившего первый гол национальной сборной Беларуси в официальных матчах.
ФОТО ГЕННАДИЯ СЕМЕНОВА.

12 октября 1994 года. Стадион «Динамо». Первый официальный поединок сборной Беларуси на своем поле. Играем с Люксембургом. Тогда еще, конечно, никто не знал, что команда из этого небольшого герцогства станет нашим принципиальным соперником на долгие годы. В ее составе, к слову, в тот день на поле вышли будущие главные тренеры — Ги Эллерс и Люк Хольтц. Под руководством первого в 2007–м в Гомеле люксембуржцы победят нас со счетом 1:0 к огромному удивлению всей страны и персонально Бернда Штанге. А Хольтц продолжит начатое, но пойдет гораздо дальше: он и вовсе добился того, что в 1994–м казалось невозможной фантастикой — в последнем отборочном турнире Люксембург взял в поединках с белорусами 4 очка из 6! И теперь под аккомпанемент тревожной музыки мы ждем осенней встречи с бывшими «карликами» в турнире Лиги наций.

Впрочем, речь сейчас не о Хольтце или Эллерсе. И совсем не о Люксембурге. Тогда впервые в составе сборной Беларуси на поле вышел Мирослав Ромащенко. Дебют получился более чем успешным, именно Ромащенко стал автором первого, а потому исторического гола белорусов в отборочных турнирах. И радости от этого не скрывал.

Мирослав Ромащенко сегодня — единственный представитель белорусского футбола, активно задействованный на чемпионате мира в России. Именно представитель, потому что назвать его белорусом не поворачивается язык. Родился в городе Павлоград Днепропетровской области, футбольное имя сделал в России, выступая за московский «Спартак», а в Беларуси провел период юношеского становления (с 18 по 21 год) — лишь три сезона. Правда, столь ярких, что запомнился нашим болельщикам очень надолго.

В 1992 году речицкий «Ведрич» в первом суверенном чемпионате страны по футболу покорил сердца всех белорусских любителей футбола. Это была команда ярких и самобытных балагуров, собранных вместе и взбитых в шейкере неприглаженной тренерской харизмы пылкого Анатолия Юревича. Ромащенко в том ряду был заметен не только завидными антропометрическими данными (высокий, худощавый, с длинным шагом), но и отменным, отнюдь уже не детским пониманием игры. А также убойным ударом с левой, который позже станет его фирменным стилем и визитной карточкой. Действовал Мирослав и в середине поля, и под нападающими, и в нападении, где составлял отменный ударный дуэт с аксакалом и капитаном команды Геннадием Шинкаревым, закаленным многими сезонами во второй союзной лиге. Надо сказать, что с огоньком ребята не только играли, но и жили. В провинциальной Речице в свободное от футбола время занять себя было абсолютно нечем, а потому безбашенная молодежь часто прибегала к старому и проверенному в наших широтах средству борьбы со сплином — выпивала и веселилась.

Однако на одном романтизме далеко не уедешь. В «Ведриче» вскоре начались финансовые проблемы, тренера уволили, таланты потихоньку стали растаскивать другие клубы. А Мирослав Ромащенко вошел в историю белорусского футбола еще за два года до того, как забил в ее составе первый гол в официальных встречах. Никто ни до него, ни после в чемпионатах страны не был удален с поля за драку... с партнером! «Ведрич» терпел очередное поражение в Могилеве от «Торпедо», когда за 10 минут до финального свистка в рукопашную друг на друга пошли Ромащенко и Шинкарев, продемонстрировав зрителям в довесок к футболу еще и сеанс отменного кикбоксинга. Трудно сказать, куда могла вывести Мирослава судьба, останься он в команде, но уже в следующем сезоне Ромащенко ушел на повышение в могилевский «Днепр», где прежней речицкой вольницы и анархии уже не было, характер свой пришлось причесать. А затем способного парня заприметили в России — забрали сперва в «Уралмаш», а оттуда и в «Спартак».

Мирослав Ромащенко (второй справа) сегодня на тренерском мостике сборной России, правая рука Станислава Черчесова.
ФОТО РЕЙТЕР.

Для белорусского футбола фамилия Ромащенко вообще знаковая. Мирослав — автор первого «официального» гола, а его младший брат Максим, по иронии судьбы тоже проведший в Беларуси всего три сезона, до сих пор числится лучшим бомбардиром сборной, записав на свой счет 20 взятий ворот. Оба с норовом, оба левши с потрясающим ударом. Но вот везения и удачи на долю старшего брата досталось явно меньше.

Свою карьеру, которая обещала стать если не выдающейся, то блестящей, Мирослав закончил, не успев начать. В 1998 году на домашний отборочный матч чемпионата Европы против сборной Дании Ромащенко приехал, едва успев восстановиться после травмы мениска и операции. Честь и хвала ему за то, что не стал отнекиваться от предложения, как это сейчас случается сплошь и рядом, а прибыл по первому зову. Он вообще не берег на поле себя, за что и поплатился. На 40–й минуте поединка вел борьбу на втором этаже и почувствовал, как после приземления в колене снова что–то страшно хрустнуло. Попросил замену и ушел с поля. Не зная, что покидает его навсегда.

За три года Мирослав Ромащенко перенес 7 операций на колене, после одной из которых немецкий доктор сказал без прикрас, словно резанул по душе скальпелем: «Парень, если хочешь остаться в футболе, берись за книги. Тренерство — твой единственный шанс». Ему было всего 25. Как знать, возможно, именно такого универсального и умного игрока сборной Беларуси в итоге и не хватило, чтобы выйти в финальную стадию топ–турниров. В 2000 году с Малофеевым, когда в решающем поединке уступили дома украинцам. Или при Байдачном, когда братья Ромащенко могли в компании с Хацкевичем, Белькевичем, Гуренко, Кутузовым да молодым Глебом стать той звездной командой, которой гордилась бы и носила на руках вся страна...

В отличие от сборной Беларуси Мирослав Ромащенко в финальную стадию чемпионата мира попал и играет там, как и когда–то на поле, весьма заметную роль. Начав тренерскую карьеру с детской академии имени Федора Черенкова в Москве, он затем работал с дублем «Спартака», сделав его чемпионом, возглавлял команды российской суперлиги, но в итоге стал главным помощником и единомышленником Станислава Черчесова. Когда тренеру доверили готовить к домашнему первенству сборную России, Ромащенко, конечно, тоже оказался в обойме. И его заслуга в сенсационно–удачном выступлении россиян на нынешнем чемпионате очень велика, ведь именно Мирослав отвечает за изучение соперников и принимает самое активное участие в выработке тактики на игру. Сегодня россиянам играть с хорватами — наш Ромащенко продолжает оставаться в большой игре.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter