Мир нам!

Казахстанский репортаж

Казахстанский репортаж


В начале июля в столице Казахстана Астане при участии ООН успешно отработал очередной, III Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Представительный форум съезжается раз в три года с тем, чтобы, собравшись за круглым столом, найти эффективный способ, как избавиться от острых углов во взаимоотношениях. Ни для кого не секрет: сделать это очень непросто. Тем не менее сложность поставленной задачи не освобождает от поиска ее решения.


Архитектура диалога


Что такое строить диалог религий и национальностей, белорусам рассказывать не надо. Но именно оттого, что нам хорошо известно, какой нелегкий путь ведет к пресловутому консенсусу, успехи, достигнутые в этом направлении Казахстаном, мы можем оценить с особым пониманием. Надо признать, Казахстану есть чем гордиться. Еще в сентябре 2003 года по инициативе казахстанского президента Нурсултана Назарбаева в только–только начавшую строиться Астану пригласили первых участников Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Решение непростое, если учесть, сколько средств и сил требовало возведение новой столицы. Однако руководство Казахстана и в первую очередь глава государства не колебались. В стране, где проживают 130 наций и этнических групп, бок о бок трудятся представители более 40 конфессий и деноминаций, общественное согласие — залог и фундамент всех будущих побед и достижений. Собственно говоря, в самом Казахстане каких–либо эксцессов на национальной или религиозной почве не происходило. Но разве можно сохранить в целостности свой дом, если вокруг него вспыхнет пожар? Нет, конечно! Поэтому идея и оформилась в желание пригласить к себе на дружескую беседу лидеров мировых и традиционных религий, предложить себя, если потребуется, в роли заинтересованного посредника в диалоге цивилизаций. Теперь Казахстан выступает за создание в Астане Международного центра культур и религий, призванного стать рабочей структурой съезда и решать глобальные вопросы. Еще одна казахстанская инициатива — провозгласить 2010 год Международным годом сближения культур — получила признание на первом форуме Альянса цивилизаций, состоявшемся под эгидой ООН в Мадриде в прошлом году.


Знаком серьезности намерений как площадки для диалога стало строительство в Астане Дворца мира и согласия — в виде прозрачной, хрустальной пирамиды. Ее открыли к началу II съезда в 2006 году, когда в большом межконфессиональном совете приняли участие представители уже 29 религиозных организаций мира.


Фантастичный город


Кому посчастливилось побывать в «Пирамиде», спроектированной британским архитектором Норманном Фостером, тот подтвердит: впечатление остается ярчайшее. Ее четыре грани равномерно обращены к четырем сторонам света, что весьма символично. Для меня же полученные ощущения от лицезрения этого архитектурного произведения воплотились в некие, казалось бы, на первый взгляд почти несовместимые категории. С одной стороны — целеустремленность, уверенность и крепкая земная опора, а с другой — легкость, прозрачность, хрупкость и возвышенность. Но вдумавшись и сопоставив с целями и задачами, ради чего все и создавалось, начинаешь понимать: по сути, вышло очень точно и правильно. Такая тонкая, деликатная, хрупкая и столь необходимая всем нам вещь, как взаимопонимание между людьми разных наций и верований, может строиться только на принципах честности, прозрачности, доверия и открытости. И лишь тогда станет надежным основанием всей остальной пирамиды нашего мироздания.


Вообще, за 100 лет казахстанская столица четыре раза меняла свое месторасположение. И Астана — создание необыкновенное. В прошлом году она отмечала свое первое десятилетие. В нынешнем июле здесь прошел большой праздник города, к которому готовился буквально каждый. Астана — национальная идея государства. Сами казахстанцы не скрывают, что для ее строительства вся страна напрягает весьма немалые силы. И результат не может не впечатлить и даже ошеломить. Примкнувший к бывшему Целинограду, еще раньше Акмолинску, на левом берегу реки Ишим, в болотистой безлюдной степи, новый город выглядит просто фантастически. Там каждое здание — отдельный предмет архитектурного и дизайнерского искусства; там все делается сразу по максимуму, без малодушных уступок: мол, пока сойдет и так, а потом переделаем как надо; там уровень и качество жизни людей закладываются по лучшим мировым стандартам. Хозяева с гордостью показывают гостям современные жилые комплексы, куда новосел может въезжать с одним чемоданом, потому что все остальное уже есть, новый цирк, похожий на приземляющуюся космическую тарелку, развлекательный комплекс «Думан» с океанариумом, будущий водный комплекс, где предполагается самый настоящий морской песчаный пляж, большие красивые магазины... А еще мечети, церкви, костелы, синагоги...


Мы — вместе


Небольшой православный храм святых Константина и Елены уютно спрятался в раскидистой тени деревьев в старой части Астаны. Его настоятель иерей Дмитрий Байдек встретил нас, журналистов из Беларуси, нагрянувших к нему, кстати, без предупреждения, очень приветливо. На просьбу дать небольшое интервью откликнулся с дружелюбной готовностью — мол, милости просим, спрашивайте все, что интересует. А интересовало нас, конечно, в первую очередь, как же живется в мусульманской стране православным христианам, не обижают ли? По реакции отца Дмитрия я поняла: вопрос этот выглядит для него несколько надуманным.


— Наша община образовалась примерно в 1990 году, — начал свой рассказ священник. — Для начала мы зарегистрировались при фонде культуры. Я совершаю служения здесь уже девять лет. А родился в Алма–Ате. Уже три поколения моей семьи живут в Казахстане. Хотя корни, конечно, российские. Тем не менее Казахстан для нас — по–настоящему родной дом.


— Насколько широко распространена в Казахстане православная церковь и каковы ее позиции?


— Отвечу словами президента Назарбаева, который говорит так: в Казахстане есть два столпа общества — ислам и православие. Думаю, добавлять к этому нечего.


— Так как все–таки живется?


— Как? Вот сейчас строим в Астане новый большой кафедральный храм. Как водится, временами не хватает денег... Но это проблемы дежурные. А от более серьезного — проявлений межнациональной розни — нас Бог уберег. В чем заслуга, безусловно, и светских властей, той политики, которая проводится в государстве. Казахстан — одна из немногих стран на постсоветском пространстве, где в годы после приобретения независимости кровопролитий удалось избежать.


Сейчас мы достраиваем в Астане уже пятый храм — кафедральный собор в честь Успения Божией Матери. Планируется целый храмовый комплекс, при котором будет работать и духовное училище — оно переедет из Алматы, где действует уже 10 лет.


— А ваша церковь давно здесь стоит?


— Наш храм — одно из стариннейших сооружений города. Построен в 1854 году. Здесь тогда была небольшая казачья станица Акмолинская. С тех пор Константиноеленинская церковь и ведет свою историю. При храме действует женский монастырь — один из крупнейших в Казахстане. В нем более 20 насельниц, есть послушницы, ведется насыщенная духовная жизнь. Так что жаловаться грех.


— Русские уезжают?


— Жизнь у людей по–разному складывается: кто–то и уезжает. Но ведь многие и возвращаются. Даже из Германии. Так что делать некие далеко идущие выводы не стоит.


— Поддерживаете ли вы отношения с мусульманскими общинами?


— Конечно, у нас нормальные добрососедские отношения. Мы встречаемся на различных общих городских мероприятиях, участвуем в общих социальных акциях.


— Случаются ли смешанные браки?


— И очень много! Поэтому стараемся работать так, чтобы предупредить даже возможность каких–либо конфликтов в подобных семьях. И в первую очередь предлагаем будущим супругам заранее договориться, в какую веру они хотят обратить своих детей. Мы всегда просим: думайте, чтобы не возникало потом споров.


— Хотелось бы знать вашу оценку проходившего в Астане форума лидеров мировых и традиционных религий?


— Это мирный диалог, и он необходим. Хотя, может быть, и не сразу все получается, не всегда удается быстро увидеть плоды общих усилий. Но они обязательно будут. Уже одно то, что противостоящие конфессии садятся за один стол переговоров, очень важно. И мы чувствуем удовлетворение от того, что все это происходит в Казахстане.


На предыдущем, втором, съезде в Астане делегацию Русской православной церкви возглавлял наш митрополит — Владыка Филарет. Думается, тогда выбор пал на главу БПЦ не случайно. Давняя и успешная деятельность белорусского Экзарха по выстраиванию межконфессионального согласия широко известна в религиозном мире. Взаимодополняющий опыт Беларуси и Казахстана может быть полезен не только самим этим государствам: учиться на традициях других народов никому и никогда не поздно. Недаром обеим нашим странам в мировом сообществе все чаще и чаще отводится роль своеобразных мостов между востоком и западом. А, как известно, от крепости и надежности моста зависит и все движение.


И еще чуть–чуть личного


Уехать из далекой страны без сувенира на память — дело недопустимое. Поэтому в большом магазине подарков в старом городе я купила куклу из традиционного для Казахстана шерстяного материала, выполненную в стилизованном национальном казахском образе. Образ этот получился очень светлым и открытым — солнечным, чем, безусловно, сразу же и привлек. На мой взгляд, таким же позитивным и дружелюбным предстает перед гостями и сам Казахстан. Кстати, куклу — задорную барышню с длинными смоляными косичками, с первых же минут нашедшую свое место в моей квартире, я назвала Асель. А спустя несколько дней вдруг подумала: имя–то ведь очень созвучно литературно–легендарному — Ассоль. Так что пусть мечты сбываются у нас всех, попутного ветра и белорусским, и казахстанским алым парусам!


Редакция и автор выражают благодарность посольству Республики Казахстан за организацию поездки.


Справка


Общая численность религиозных объединений в Казахстане — 4.173, в 1990 году их было всего 670.


Кстати


Религиозные праздники мусульманский Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter