Мира в Донбассе стало больше, чем войны

Мир на ладонях

Это не «мхатовская» пауза, прошло больше двух суток. Возле Дебальцево стрельба еще слышна, но такая, спорадическая, несплошная, все–таки мира в Донбассе стало больше, чем войны, а если кто нагнетает, то — комментаторы! Особенно из тех, кто своими конъюнктурными суждениями занял видное место на полке агитклетки и не хочет его терять. Вроде Жириновского и других персонажей соловьевской кунсткамеры. С ними все ясно. Но всполошились другие, те, кто всегда, кроме себя, со всеми не согласен. Вовсю звучит унылая песнь ямщика, что «гора родила мышь» и что «16 часов совещались без особых результатов». И еще подмечают, почему это четыре президента ничего сами не подписали, а автографы Плотницкого — Захарченко стоят дешевле, чем бумага. Да и вообще, сойдет в степях тонкий снег и все понесется вскачь.



Какая–то посконная истина во всем этом, конечно, есть.

Но хороших новостей больше.

И позитивное в том, что руководители встретились и лично, не по телефону, объяснились, глядя друг на друга, а то все в новостных героях Лавров с Керри: подмигивают и улыбаются, а потом фотографируются и опять светло улыбаются. И никто ничего не понимает! Думаю, что после бессонной ночи во Дворце Независимости президентам невозможно будет скрываться за общими фразами да говорить, что меня, мол, не так поняли и что–то там брутальное вырвали из контекста. Вроде бы главные действующие лица в Минске дали нам понять, что для ответственных людей границ разумного не существует. Кто не понимает, что фрау канцлерин — дама в годах и подобные физические и эмоциональные перегрузки для нее не сахар, но собралась, слетала и в Киев, и в Москву, и в Минск. Потому что запахло жареным. И прежде всего из–за Атлантического океана, где все популярнее становится мысль послать в Украину точечное оружие, которое, быть может, за 10 минут сожжет танковый ресурс ополченцев, но и прямым путем приведет к войне в Европе. Очень хорошо также, что Путин снял с себя табу (мы не воюем, не участвуем, ничего не знаем, не являемся стороной конфликта, наша хата с краю и т.п.) и решился, приехал и показал Евросоюзу и всем другим, что готов к серьезным договоренностям, имеющим самое прямое отношение к России сегодняшней и завтрашней.

Итак, на донецкой равнине стали меньше стрелять. Конечно, при желании все, о чем спорили 16 часов, можно развеять в прах за 16 минут. Достаточно одного подбитого гражданского автобуса с людьми. И не важно, с чьей стороны будет снаряд. Но хочется думать, что после Минска все действующие лица и исполнители постепенно, и желательно в темпе, но поумнеют.

Для этого, правда, и Москве, и Киеву надо свернуть градус ненависти и лицемерия на телеканалах, одним спрятать куда подальше излюбленные словечки насчет «бандеровской хунты карателей», когда речь идет о правительстве Украины, а другим на полтона снизить пафос в отношении «ватников и бандитов–террористов». Понятно, что обид, отвращения, жажды отомстить скопилось очень много, но все это, друзья, придется преодолевать! Иначе как жить дальше? Ведь и Донбассу никуда из этих мест не деться, и Ивано–Франковск не перелетит на Мадагаскар, а коль так, то и Рада должна унять гордыню и согласиться, что под Луганском воюют не только кубанские казаки и загадочные офицеры–отпускники, но и вчерашние забойщики, электрики, водители троллейбусов и прочий местный трудовой люд, а, стало быть, война во многом — гражданская. А в этой разновидности войн всегда проглядывается проторенный еще Махно, Маруськой и Котовским прямой шлях к половодью, которое на глазах может захлестнуть и харьковщину, и днепропетровщину, и другие херсонщины, где, может быть, не очень–то мечтают об абстрактной Новороссии, поскольку больше озабочены зарплатой, пенсиями и детьми, но — чего уж скрывать! — не испытывают священного трепета перед трезубцем и тем более высокой романтикой карпатских идей Шухевича — Коновальца и даже несколько робеют от «европейской перспективы», поскольку не знают пока, с чем ее едят. Пожаров они точно не любят.

А такой, не дай бог, пожар, который может полыхнуть, не затушит никакая ОБСЕ.

Не считаю нужным комментировать некоторые одиозные высказывания отнюдь не рядовых граждан Украины вроде Яценюка, Ляшко, Яроша, Захарченко, Дайнеги, Царева и прочих спикеров. В эти хрупкие часы их лучше просто не слышать и на них не отвлекаться. Возможно, для этих спикеров просто не дошла простая мысль, сколь бережно надо относиться сейчас к любой возможности зачехлить все оружие и перестать увлеченно истреблять друг друга. Украинцы — русских, русские — украинцев, православные — православных... Зачехлить надо все — от «смерчей» до пистолетов.

И вот еще что. Как известно из народных пословиц–поговорок, услужливый дурак опаснее врага. Мне кажется, не очень хорошую услугу осмыслению процесса оказал канал НТВ, умудрившийся в воскресенье поставить в эфир огромную передачу о героических действиях советских воинов в Анголе. Как они, будучи с ног до головы засекреченными, умело водили танки и вертолеты, били белых из ЮАР и черных из Анголы, покрыв себя в девственных джунглях Африки неувядаемой славой. Все это замечательно, но те, кто жил в 80–е годы, вряд ли припомнят, чтобы тогда, 35 лет назад, обо всем этом было в прессе хоть малейшее упоминание. На факт участия Советской Армии в ангольской войне было наложено полное и непроницаемое табу. У каждого участника брали по три подписи о неразглашении. И если где–нибудь в «Нью–Йорк таймс» или на трибуне ООН появлялось какое–либо утверждение на сей счет, то и телевидение, и радио, и газеты, а также мастера устного партийного слова гневно возвышали голос и вполне искренне кричали: «Где доказательство?» и от всей души заверяли советский народ и прогрессивную мировую общественность, что все это «провокация империалистов». Через 35 лет решили рассказать правду...

Нет, не надо было, по–моему, именно в эти дни посредством НТВ будить у зрителей старые фантомы и вызывать неконтролируемые ассоциации... Как считаете, любезные читатели?

Советская Белоруссия № 30 (24660). Вторник, 17 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter