Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Мир — достояние сильных

— Белорусы никогда в своей истории ни на кого не нападали. Ни для кого мы не были источником угрозы. Так будет и впредь. Подчеркиваю: именно так будет впредь! Мы всегда привержены мирному решению любых международных проблем. 

Беларусь всегда открыта для любых разумных инициатив. Мы всегда пойдем навстречу вашим конструктивным идеям, проектам и предложениям. Убежден, в контактах с представителями наших государственных органов, бизнеса, общественных организаций вы увидите исключительно доброжелательный и деловой подход.

30 сентября 2022 года, Александр Лукашенко при вручении верительных грамот иностранными послами.


Есть ли в этих словах нотки сенсации? Да ни одной. Сказано ли что-то новое? Абсолютно нет. Ценность здесь в том, что даже в нынешнее шальное время, когда над нами летают тучи «стрел», выпущенных недругами, Беларусь остается верной своему неизменному принципу: для благих намерений и инициатив мы всегда открыты. Более того, готовы даже старое не поминать, если соседи, бывшие партнеры, а ныне, мягко говоря, оппоненты опомнятся и вернутся к разуму.

Знает ли об этом противоположная сторона? Однозначно да. Об этом говорит вся витиеватая история наших взаимоотношений. Уровень политического диалога между Минском и Западом никогда в суверенной истории не был высок. Иллюзия потепления отношений с 2015 по 2020 год не в счет. Просто потому, что это действительно была лишь иллюзия. Между тем деловое взаимодействие развивалось своим чередом, словно в какой-то параллельной реальности. Европейский союз был вторым по значимости нашим торговым партнером после Российской Федерации, товарооборот с которым совсем немного не дотягивал до половины общего объема. У нас прекрасно работал и отчасти работает до сих пор немецкий, австрийский, британский, французский, итальянский и даже американский капитал. Как в производственном, так и в банковском секторе. Бизнес никогда не видел в Беларуси врага, не ощущал потенциальных от нее угроз. Впрочем, как и аффилированная с ним западная политика.

Уверен, не видят и не ощущают и сегодня. Тогда почему же в ущерб себе не лоббируют возвращение к нормальности? Хотя бы к такой, где политика идет своей дорогой, а деловые контакты своей? Им ведь это было бы выгодно. Увы, кукловодят здесь силы куда более могущественные, и прижать к ногтю в том числе и Европу тоже их цель. Теперь это совершенно очевидно. Но мы подождем. Все безумства рано или поздно заканчиваются, так учит история. К неизменно мирной Беларуси снова потянутся. Но не жадными руками, а с добрыми намерениями.

— Мы окончательно договорились, в том числе и по ставкам финансирования. Словом, мы приветствуем ваше более активное участие в работе в Беларуси. Будем всячески поддерживать. Одно условие — чтобы работали по правилам, определенным в банковской сфере, по законам, которые у нас в Беларуси. Я знаю, банкиры очень аккуратны в этом плане, стараются законы не нарушать. И чтобы банк был, особенно ­БелВЭБ, настоящим белорусским банком… На этих условиях мы всегда договоримся.

30 сентября 2022 года, Александр Лукашенко на встрече с председателем российской государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорем Шуваловым.


Есть как минимум две серьезные вещи, которые бесят «партнеров» Беларуси и России до зубовного скрежета. Первое — это эффект от санкций. Ждали молниеносного блицкрига, который с наскока развалит экономики наших стран просто под корень. Да, вопросов нет, неприятностей доставили они нам немало. Но целей не достигли. Мы сумели перегруппироваться буквально на ходу, переориентировать товарные потоки, а в условиях глобальных экономических потрясений не просто выстоять, но во многом и выиграть.

Это не значит, что опасность миновала. Наоборот. Обозленный враг готов идти на все более радикальные шаги. Вплоть до государственного терроризма. Подтверждением тому диверсии на газопроводах «Северный поток». Но даже такие дикие выпады не могут стать смертельными для экономики России, а значит, и Беларуси. Ведь контрсанкционную борьбу мы ведем в тесной связке.

Это еще один важный момент, который выводит из себя нашего противника. Ведь он потратил немало сил и ресурсов, пытаясь вбить клин между нашими странами. Еще с тех времен, когда ласково манил пряниками потепления отношений, требуя взамен отвернуться от России. Провокация с транзитом бойцов ЧВК «Вагнер» через Беларусь в 2020-м тоже операция из этого разряда. Попытки оторвать Беларусь от России предпринимаются и поныне. Но пример Украины стал очень эффективной прививкой от заболевания «на разрыв». Очень наглядная демонстрация того, к чему такая политика может привести.

Чем больше старается враг, тем крепче мы держимся друг за друга. А основа устойчивости — реальная экономика, конкретные совместные производственные проекты. Финансы — их фундамент. И судя по содержанию диалога Президента с Шуваловым, эта логика вполне выдерживается. В подтверждение процитирую слова гостя, обращенные к Главе белорусского государства: «Беспрецедентное санкционное давление и на Беларусь, и на Россию, но тем сильнее должна быть наша кооперация и дружба. Мой долг сегодня попросить вас о поддержке по определенным проектам… В целом это приведет к построению технологического суверенитета, новых технологических предприятий по импортозамещению, созданию более сильной экономики Беларуси и России. И у нас большие перспективы совместной работы на рынках третьих государств».

— Сейчас момент такой: если мы не спохватимся, если голову в руки не возьмем — будет то, что в Украине… Меньше смотрите наверх, больше должно быть самостоятельности. С вас ответственность будет неимоверная. Для того чтобы отвечать, надо иметь право и полномочия решать вопросы. Вы сегодня их получили, действуйте!

3 октября 2022 года, Александр Лукашенко при принятии кадровых решений.

Как всегда, принимая решения об очередных назначениях, Александр Лукашенко в своем напутствии обращается далеко не только к новым руководителям, но и ко всей управленческой команде страны. И ключевой здесь посыл — не смотреть наверх, а действовать самостоятельно.

Тут важно понимать простую вещь: времена, когда Лукашенко фактически нон-стоп ездил по стране и «взбадривал» вертикаль, с большего отошли в историю. Разумеется, это не значит, что Президент самоустраняется и становится сторонним наблюдателем. Просто в разные времена — разные роли и задачи.

Когда ставилась цель отвести страну от пропасти, а позже обеспечить ее поступательное развитие, речь шла о противодействии внутренним вызовам: ленности, неуверенности, боязни экспериментировать. Тут Главе государства важно было личным примером на местах показывать, что если ставить перед собой даже самые амбициозные цели и настойчиво к ним идти, то результат обязательно будет. Такова логика периода «ручного управления», и она сработала. Теперь все обстоит совершенно иначе.

Сегодня в условиях гибридной вой­ны мы ведем борьбу с внешним противником. До горячего противостояния дело еще, слава богу, не дошло, но на других фронтах враг наступает очень активно. Прежде всего на экономических. По большому счету каждый район, каждая отрасль, предприятие — участки фронта, на которых есть конкретные ответственные за их оборону. Если продолжать проводить военные аналогии, Главнокомандующий просто не может единолично решать задачи за каждого командира взвода, роты, батальона. И дело даже не в том, что это нереально физически, это просто контрпродуктивно. Задача Главнокомандующего — единая стратегия, в рамках которой должны действовать тактические звенья, проявляя на уровне своей компетенции разумную инициативу.

Да, это высокая ответственность. Однако полномочий без ответственности не бывает. По-другому в нынешних реалиях просто не выстоять. Если каждый будет сидеть и ждать из ставки указаний тактического уровня — толку не будет. Именно в этом видится суть президентского требования «Действовать!» Требования, остроактуального для всех управленцев.

— Цель наших Вооруженных Сил и силовиков — защитить нашу землю и наше государство! Всё! Никаких других целей мы сегодня не ставим. А к войне готовимся, потому что всякое может быть. Поэтому учиться, учиться и еще раз учиться… И прежде всего учиться военному делу настоящим образом. Вот мы и будем учиться.

4 октября 2022 года, Александр Лукашенко во время совещания по вопросам военной безопасности.


Это заявление ни коим образом не противоречит декларациям о белорусском миролюбии, о том, что мы никому не угрожаем и угрожать не собираемся. Только миролюбие не имеет ничего общего с преклонением перед врагом. Беларусь открыта для людей с добрыми намерениями, но при этом методично готовится к тому, чтобы достойно встретить тех, кто захочет прийти с намерениями злыми. Этому и учатся войска.

На моей памяти концепция развития вооруженных сил менялась за последние годы как минимум трижды, а то и четырежды. С учетом тех военных конфликтов, которые перманентно вспыхивали в разных точках планеты. Нет сомнений, что соответствующие выводы будут сделаны и из нынешних украинских событий.

Мы готовимся к войне? Разные «свеклоголовые» из беглых сегодня просто заходятся в истерике, задаваясь этим вопросом. Лукашенко ответил фразой, моментально ставшей крылатой. Она достойна внесения в коллекцию мерча Первого: «Сколько я служу Президентом, столько я готовлюсь к войне». Веди Президент другую политику, вариантов для нашей страны оставалось бы немного. Либо здесь давно полыхал бы пожар, как в Украине, либо по Минску вальяжно расхаживали бы натовские солдаты. Что-то как-то зябко от подобных перспектив.

О чем еще говорил Президент на совещании по вопросам военной безопасности

— Штаты хотят ослабить или вовсе убрать с международной арены Россию и ее союзников, подобраться ближе к своему главному конкуренту — Китаю. Одновременно усилить зависимость Европейского союза от США. Если, увидите, не пойдут навстречу США, Евросоюз Америка разрушит.

— К Беларуси у коллективного Запада свои счеты. Причем уже давно: четверть века им мешает та политика, которую мы проводим.

— Требования (беглых. — Прим. ред.) к санкциям против Беларуси сменяются на призывы к военнослужащим к невыполнению и саботированию приказов командиров, уклонению от призыва на срочную военную службу. Цель одна, та же, что и была в 2020 году, — разрушить страну, свергнуть существующие порядки, строй и разобраться с руководством страны. Форма, путь — вооруженный. Другие пути у них уже не рассматриваются.

— Те, кто карманы набили при существующем режиме и дворцы, замки построили, публично рвут паспорта Российской Федерации и бегут за границу. Культурная элита так называемая в России аналогично как в Беларуси в 2020 году ведет себя. Взяла курс на дестабилизацию ситуации внутри России. 2020 год в Беларуси один к одному.

— Нам нет необходимости объявлять мобилизацию. К счастью, войны на территории Беларуси нет.

— Недавно один на свеклу похожий мерзавец выступал под титрами «Лукашенко готовится к войне». Абсолютно точно. Сколько я служу Президентом, столько я готовлюсь к войне. И не я придумал: «Если хочешь мира, готовься к войне».

— Что касается нашего участия в специальной военной операции в Украине, мы участвуем там. Мы этого не прячем. Но мы никого не убиваем. Мы никуда не посылаем своих военных. Мы не нарушаем свои обязательства. Наше участие в том, чтобы не допустить распространения этого конфликта на территорию Беларуси, во-первых. Во-вторых, не допустить нанесения удара по Беларуси под прикрытием специальной военной операции со стороны Польши, Литвы и Латвии. Как я говорил, в спину русским стрелять никто не будет с территории Беларуси. Вот наше участие.

— Можно отчасти понять рост цен на импортные товары. Но почему мы наблюдаем постоянное повышение стоимости того, что производим сами из отечественного сырья?.. Продовольственные товары подорожали почти на 13 процентов с начала года. Цены растут даже на позиции ежедневного спроса, контроль за которыми самый жесткий со стороны депутатов, профсоюзов и Комитета госконтроля. Я о Правительстве и губернаторах уже не говорю. Я вынужден вмешиваться в ситуацию. Уже очевидно, что Правительство, профсоюзы, облисполкомы, Мингорисполком, депутаты, Комитет госконтроля не справляются с растущим валом цен.

6 октября 2022 года, Александр Лукашенко во время совещания с экономическим блоком Правительства.

Президент не раз обращал внимание на то, что людей наибольшим образом волнуют три самые чувствительные позиции: работа, зарплата, цены. Причем цены, пожалуй, самая важная. Можно иметь достойную работу, хорошо на ней зарабатывать, но, если стоимость товаров съедает все, что тебе начислено и выплачено, грош цена всем остальным благам. Особенно если это касается товаров повседневного спроса, продуктов, которые человек потребляет ежедневно.

Параметр инфляции чрезвычайно значителен. На него ориентируются ученые, чиновники при составлении прогнозов развития и отчетов о их выполнении. Разумеется, для стратегического планирования это очень важно. Научный подход всегда идет на пользу. Но это в общем смысле. Так сказать, на макроуровне. На житейском же все оценивается несколько иначе. И если общий показатель инфляции по стране складывается, скажем, в 10 процентов, а отдельные, условно взятые помидоры подорожали вдвое, человеку не докажешь, что с экономикой все в порядке. Люди питаются не индикаторами и параметрами, а реальными продуктами: хлебом, молоком, мясом, овощами. Вот эти товарные позиции должны быть в центре внимания прежде всего.

Да, есть отчасти и объективные причины для роста цен. При мощнейшем санкционном давлении мы живем далеко не в тепличных условиях. С другой стороны, поставщики, торговля порой ведут себя очень некрасиво. Было время, прыгнул курс доллара почти до 4 рублей. Сети сразу соответственно скорректировали цены даже на товары прежних закупок. Но теперь курс откатился на отметки даже ниже, чем до всплеска. Почему же торговля синхронно не понижает стоимость товаров на прилавках? Или вот еще случай из жизни. Пошел человек учиться в автошколу. Стоимость — около 600 рублей. Платит половину, а второй платеж попадает именно на период курсового скачка. Счет выставляется на 500 рублей. Из каких соображений? Какие валютные затраты у автошколы? Ответа нет.

Это совещание должно стать звоночком для тех, кто еще не понял, что шарить по карманам у людей — опасное занятие. Ситуация на контроле у Главы государства, который требует от Правительства и Нацбанка действенных предложений по сдерживанию ценового роста. Задача — к следующему году вернуться на уровень инфляции 7—8 процентов. И это не пожелание, не рекомендация. Это жесткое и непреклонное требование.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter