Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Эффект свидетеля», или почему многие снимают видео вместо того, чтобы помочь в беде

Минуточку, где моя камера?

В декабре в сети активно обсуждали видео с жуткой потасовкой девочек-подростков из Мозыря. В подробностях ситуации сейчас разбираются правоохранительные органы. Но от просмотра записи, операторы которой не спешили успокоить двух школьниц, а, наоборот, давали советы, куда лучше бить, становится не по себе. Почему очевидцы ЧП включают камеру и записывают видео, вместо того чтобы вмешаться?

Рисунок Анатолия Щеголева

«У людей горе, а вы…»

Пару лет назад во время гололеда я оступилась на лестнице при спуске в подземный переход. Со стороны картина, наверняка, выглядела комично: барышня на высоких каблуках и в шубе проехала на коленках несколько ступеней. Как итог – синяки, порванные колготки и потеря веры в людей, ведь никто из прохожих не помог мне подняться. Окружающие лишь сыпали смешками, спасибо, что не снимали на телефон мое фиаско. Этот пример – лишь верхушка айсберга. В сети гуляют десятки публикаций от авторов, которые стали свидетелями куда более жестоких событий, но остались в стороне. Так, в августе прошлого года жительница приморского городка Находка едва не утонула, оказавшись на затопленном участке дороги. В автомобиле заглох двигатель, телефон разрядился. Пока вода поступала в салон, несчастная просила помощи у прохожих, но они стояли в стороне и снимали происходящее на видео. Неизвестно, чем бы все закончилось, не подоспей наряд ДПС.

Достаточно печальных примеров и у нас. В декабре прошлого года на перроне станции метро стало плохо пожилому пассажиру.  Пока бригада медиков боролась за его жизнь, прохожие не стеснялись доставать гаджеты, делали фото и старались максимально расшарить новость в социальных сетях.

Публикацию одного свидетеля разместил минский паблик с аудиторией более ста тысяч подписчиков. В комментариях под постом пользователи осудили автора фотографии: «неужели кому-то хотелось бы здесь видеть в этот момент фото своего родственника?», «зачем такое вообще фотографировать? у людей горе, а вы…». Юзеры, которые оказались в числе очевидцев этого события, утверждали, что многим прохожим был безразличен лежащий на бетоне человек.

В данном случае сработал «эффект свидетеля» или «синдром Дженовезе». Его суть в том, что чем больше людей будут смотреть на происходящее, тем меньше вероятность, что пострадавшему помогут.

История изучения этого психологического понятия началась в 1964 году. В день, когда жительница Нью-Йорка Кити Дженовезе просила защитить ее от убийцы, ни один из четырех десятков прохожих не обратил внимания на крики, делая ставку на то, что кто-то уже вызвал полицию.

Жестокость в эфире

Наталья Денисьева

В последнее время видео, на которых запечатлены элементы жестокости, все чаще записывают подростки. В марте 2018 года в сети появился 40-секундный ролик, на котором видно, как компания юношей из Слуцка жестоко избивает трех сверстников. Кто-то из свидетелей той драки в погоне за лайками даже смонтировал мини-клип, используя музыку и спецэффекты. Кризисный психолог Наталья Денисьева называет несколько причин, которые толкают тинейджеров снимать кровавые файты (от английского fight – «бой»):

– Для многих юных пользователей количество френдов, лайков, комментариев и просмотров – лучший способ самоутвердиться. В интернете полно героев – тех, кто снимает добрые видео: распаковки подарков, обзоры игр, влоги. Чем придумывать что-то креативное,  проще занять другую нишу – стать антигероем и транслировать жестокость. Виной этому может послужить увлечение компьютерными играми с ранних лет, частые просмотры боевиков. Ребенок запоминает сюжет, по которому все вокруг нужно крушить и завоевывать, и применяет его.

Ради хайпа

Неужели взрослые тоже хватаются за телефон и готовы забыть о человечности ради эмоционального сюжета? Наталья Денисьева этого не отрицает:

– У каждого свои причины. Но у многих на первом месте стоит желание поживиться, получить деньги от просмотров. Чтобы картинка была еще более динамичной, голос за кадром может давать советы, подбадривать участников.

Корни агрессивного поведения тянутся из детства.  Если подзатыльники и пинки со стороны родителей становятся привычным делом, ребенок начинает вымещать обиду на окружающих. В качестве объекта для выплескивания злости выбирает более слабого сверстника, старика или животное. Чтобы такого не происходило, с детьми в школе должны работать грамотные психологи, уверена Наталья Денисьева:

– Особое внимание следует уделять ребятам из неблагополучных семей. Нужно говорить о том, что любое противоправное действие карается по закону. Но в воспитательных беседах главное не перегнуть палку, ведь гиперопека в последствии может стать причиной для более серьезных проблем. Например, подросток вырос в семье, где ему каждый день повторяли, что его главная задача – хорошо окончить школу. Просиживая сутками за учебниками на всем готовом и мало общаясь со сверстниками, трудно узнать, что такое самостоятельность. Но после окончания школы все равно придется изучать этот мир. Если рядом окажется не та компания, это приведет к печальному исходу, и, возможно, молодой человек окажется «героем» очередного видео в интернете.

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter