Минута молчания

О жертвах Холокоста

Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. Мир вспоминает безвинных жертв беспрецедентного по своему масштабу массового террора. 27 января 1945 года Красная Армия освободила узников, возможно, самого страшного нацистского лагеря смерти Аушвиц — Освенцим. Здесь приняли мученическую смерть более миллиона человек. Большинство из них — евреи.


К этим январским дням можно приурочить и еще одну непосредственно связанную с теми страшными событиями дату. 70 лет назад, 20 января 1942 года, в Берлине на берегу озера Ванзее прошла так называемая Ванзейская конференция. На ней гитлеровская верхушка приняла решение о тотальном уничтожении евреев как нации. Именно после нее на территории Европы стали расти, как ядовитые грибы, сотни новых нацистских лагерей смерти. В которых процесс убийства ставился в полном смысле на промышленную основу. Тщательно спланированную и организованную.


До гитлеровского нашествия в СССР проживало примерно 3 миллиона еврейского населения. Из них около 1 миллиона — в БССР. Всего на оккупированной территории оказалось около двух с половиной миллионов евреев. Их массовое уничтожение началось еще задолго до Ванзейской конференции. Фактически с первых часов оккупации. К октябрю 1943 года число белорусских евреев стремительно приближалось к нулю. Около 800 тысяч человек нацисты сожгли в печах крематориев, закопали в глухих лесных рвах... В концлагере Тростенец под Минском жестокую смерть нашли и десятки тысяч людей, депортированных из стран Западной Европы. Чтобы освободить этим уже приговоренным к смерти место в минском гетто, осенью 1941 года гитлеровские палачи и их местные и прибывшие из Литвы пособники устроили первые погромы. Но и для европейских узников гетто становилось всего лишь краткой остановкой перед прыжком в настоящий ад на земле. Так назвал нацистские лагеря смерти известный белорусский архитектор, председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Леонид Левин.


Один из авторов комплекса «Хатынь» Леонид Менделевич не понаслышке знает, что такое Холокост. Он не забывает о пережитом ни на минуту. Много делал и делает для того, чтобы память о жертвах Холокоста не только не стерлась бесследно, но стала эффективной прививкой от возможного рецидива этой безумной болезни в будущем. В то же время мне не раз приходилось слышать, как во время своих выступлений Леонид Левин призывает: «Нельзя идти вперед с головой, всегда повернутой назад». Всем нам надо смотреть в будущее. Поэтому задача старших поколений — рассказывать молодым о добре и зле, учить их отличать одно от другого. На днях в очередной раз об уроках прошлого, о событиях Холокоста говорили в минской средней школе № 133, где прошла встреча учеников с бывшими узниками нацистских лагерей. Школа имеет музыкально–художественное направление. Казалось бы, далека от тем, связанных с военной историей. Но директор Ирина Щая–Зуброва сказала, на мой взгляд, очень важную вещь: история выполняет свою воспитательную и патриотическую функцию, только если становится ЛИЧНОЙ историей. В особенности это относится к истории Второй мировой войны. Сейчас в планах школы — собрать воспоминания бывших узников нацизма, которые сегодня живут в Партизанском районе Минска. Встретиться с этими старыми, много пережившими людьми, выслушать их, а значит — понять трагедию. Мы вместе передаем нашим ребятам тот багаж, которым они потом поделятся со своими детьми — так говорят педагоги школы.


Эта встреча прошла накануне Международного дня памяти жертв Холокоста. Организовать ее помогала Историческая мастерская Минского международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау. На знамени ММОЦ — совместного белорусско–немецкого проекта, который успешно действует уже 18 лет, — начертано: взаимопонимание и примирение. Но примирение не означает забвения. Примирение — это прежде всего живая память. И 27 января, и 28–го, и 29–го, и всегда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter