Минус на минус дает плюс

О программе «Минус 100»

Если бы водителями и пешеходами можно было управлять, как фигурами на шахматной доске, то проблему аварийности помогли бы решить несколько гроссмейстерских многоходовок. Но, увы, жизнь сложнее, чем движение ладьи или ферзя. Приходится учитывать возможные траектории не 32 фигур, а тысяч. Но все же что–то схожее есть — только расчетливая тактика и умная стратегия помогут выиграть партию.


...Когда более двух лет назад ГАИ дала старт программе «Минус 100», скептических прогнозов было немало. Кто–то прочил ее громкий провал, кто–то просто смотрел равнодушно на эту инициативу. Но вот факт: за небольшой промежуток времени удалось изменить направление кривой смертности на дорогах. «За два года спасено почти 400 жизней. Впечатляющий результат», — согласились эксперты по безопасности дорожного движения на семинаре ЕЭК ООН, который недавно прошел в Минске. В обсуждении участвовали специалисты со всего мира, Беларусь представляли руководитель МВД Анатолий Кулешов, руководство ГАИ и другие представители министерств и ведомств.


Впрочем, первые успехи — не самое главное. Важен сам импульс, появление программы. Впервые сформулированы цели безопасности дорожного движения и к проблеме привлечено небывалое внимание. Проведена большая работа по изучению мирового опыта. Постепенно меняется риторика Госавтоинспекции: от декларативных указаний «стой», «иди», «не пей за рулем» — к аргументированным посылам вроде «ремни безопасности вдвое повышают шансы для водителя выжить в аварии».


Отрицать очевидный прогресс нельзя. Но самое сложное, пожалуй, не просто убедить пристегиваться за рулем и притормаживать около пешеходного перехода. А выработать устойчивую привычку у большинства благоразумно вести себя на дороге. А вот с этим есть сложности. Симптоматичный пример. Эффект ужесточения контроля возле «зебр» оказался лишь временным. Несколько лет назад за непропуск пешеходов некоторые лишились водительской «корочки». Но прошел год, два — и все возвращается на круги своя. Удалось достичь кратковременного, но не постоянного результата. Почему?


Воздействие должно быть системным и основанным не только на жестком контроле, считают специалисты. Сложно решать многогранную задачу с помощью одной простенькой формулы. Арсенал средств не исчерпан, и нельзя ограничиваться лишь новыми светофорами и шумовой разметкой. Какой метод взять на вооружение? Ответ на этот вопрос можно дать только после детального анализа ситуации, который пока ограничивается протокольными сведениями. Недавно листал базу данных ДТП и задумался: как на основе этой информации предупредить аварию в будущем? Ну что скажут название улицы, освещенность, время происшествия, фамилии пострадавших? Да, они позволят определить виновного. Но разве это главная задача для улучшения безопасности дорожного движения?


Новые методы профилактики аварий внедряются у нас быстрее, чем на Западе. Процесс перехода от теории к практике занимает очень непродолжительное время. Но порой поспешность чревата внедрением сырых проектов, потраченными впустую ресурсами и временем. Упорно хотим найти болевую точку, но решения принимаются словно на ощупь, без серьезных исследований, иногда выводы основываются на субъективном опыте. Зато ближе к концу года предпринимаются импульсивные действия, направленные на повышение контроля. Знай инспектора ГАИ лучше ситуацию, действовали бы более осознанно и уверенно. Однако информации дефицит. По–прежнему в Беларуси нет большинства важнейших сведений о состоянии дорожного движения — о среднем пробеге автомобилей, интенсивности и скорости движения, реальных факторах аварийности и других. Как можно решать глобальную задачу, если приходится опираться на примерные или недостоверные цифры?


— Для начала нужно накопить знания, сформулировать объективную и детальную оценку ситуации, определить цели и ресурсы, — подтверждает эту мысль председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров* на транспорте Юрий Важник. — Но эти инструменты эффективного менеджмента и анализа пока еще не созданы. Сейчас мы попытаемся посмотреть на проблему по–другому в Минске. Должна стартовать городская программа совершенствования безопасности дорожного движения. Она может стать основой для отработки управленческих действий, досконального изучения ситуации, реализации четко ориентированных, ключевых проектов.


И еще. Почему мы все время говорим только о ГАИ? Программа «Минус 100» задумывалась как общереспубликанская, а осуществляется практически только ресурсами МВД. Ответственность не разделена между медиками, транспортниками, дорожниками, страховщиками. Хотя это помогло бы расширить возможности программы «Минус 100», создать стимулы для внедрения контраварийных мер и более успешного спасения жизней пострадавших в ДТП.


Сейчас есть тактика безопасности дорожного движения, но еще нет стратегии. В ближайшие годы предстоит создать управленческие ресурсы для понимания проблем. Тогда, пожалуй, механизм действий и заработает, как двигатель хорошего автомобиля.


*Сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter