Минус 196 по Цельсию

Стволовые клетки крови пересадили уже тысяче белорусов

Почему все больше белорусов замораживают клетки пуповинной крови своих детей?

За стволовыми клетками — будущее. Они побеждают болезни, которые раньше считались неизлечимыми, восстанавливают функции пораженных органов, из них даже выращивают ткани. А еще, говорят, они способны вернуть молодость. Достаточно одной процедуры, чтобы годы повернулись вспять. Так ли это на самом деле? Всем ли показаны стволовые клетки? За ответами корреспондент «Р» отправилась в Республиканский центр гематологии и пересадки костного мозга, действующий на базе 9-й городской клинической больницы Минска.

Золотой стандарт медицины

Белые стены, кровать, аппарат для переливания крови, капельница, стопроцентная стерильность и полная изоляция от внешнего мира. Так выглядят все семь палат отделения трансплантации костного мозга. Попасть в них могут только пациент и врачи, всем остальным вход строго запрещен. В одной из палат уже два месяца находится двадцатилетняя минчанка Елена, попавшая в отделение с диагнозом острая лейкемия. Недавно молодой женщине пересадили костный мозг, и она медленно, но верно идет на поправку. Хотя слабость и плохое самочувствие станут ее спутниками еще надолго.

В среднем человек с таким диагнозом проводит на больничной койке от полутора до двух месяцев. Но самый опасный период восстановления — сто дней после трансплантации. Именно в это время высок риск развития тяжелых инфекций.

— Пересадка костного мозга, хотя правильнее будет называть ее пересадкой стволовых кроветворных клеток, — золотой стандарт мировой медицины, — рассказывает «Р» Анатолий Усс, руководитель центра. — Стволовые клетки — первооснова любого биологического организма. На самых ранних стадиях развития зародыш полностью состоит из них. С возрастом они преобразуются в клетки всех органов и тканей организма и могут заменять пораженные клетки. Главное — суметь ими воспользоваться.

Основное отличие этой операции в том, что ее выполняют прямо в палате. Цель здесь одна: добиться максимальной стерильности и ограничить доступ микробов. Непосредственно перед трансплантацией костного мозга пациент проходит высокодозную химиотерапию. Она уничтожает не только опухолевые клетки, но и иммунитет. Только после этого врачи-гематологи пересаживают стволовые клетки. Внешне операция напоминает обычное переливание крови и длится в среднем полчаса.

— Долгие годы основным источником стволовых кроветворных клеток был костный мозг, — объясняет Анатолий Леонидович. — Чтобы его получить, нужно было делать пункцию плоских костей. Это очень болезненный метод: донору требовался общий наркоз. За последние пятнадцать лет многое изменилось. Современные методики позволяют получать стволовые клетки из периферической крови. Теперь донор просто ее сдает, не испытывая при этом никакой боли и не причиняя вреда своему здоровью.

Донор по зову сердца

Поделиться с пациентом своими стволовыми клетками также может близкий родственник. Но здесь нужно иметь в виду важную особенность: совместимость даже при близком родстве не превышает 25 процентов. Излечиться человек может и с помощью собственных сил, став самому себе донором. Хотя наиболее широко распространено все-таки неродственное донорство. Для этого созданы национальные регистры доноров стволовых клеток. В объединенном мировом регистре почти 18 миллионов добровольцев, в Беларуси их список намного скромнее — всего 7 тысяч человек. Тем, кто хочет вписать в него свою фамилию, достаточно прийти в центр гематологии и пересадки костного мозга, заполнить форму информированного согласия и сдать кровь для анализа.

— Вообще, пользоваться технологиями стволовых клеток нужно очень осторожно. Имеющейся информации не всегда достаточно, чтобы определить возможные риски от их использования, — объясняет Анатолий Усс. — Использование клеточных технологий в медицине в принципе не ново, но бурно эта отрасль развивается только последние десять лет. В Беларуси пересадкой стволовых кроветворных клеток занимаются с 1994 года. За это время их трансплантировали почти тысяче человек. В прошлом году, например, мы провели на своей базе 100 операций плюс еще 70 — в детском гематологическом центре.

Клеточный «депозитарий»

К слову, о будущем своего ребенка можно позаботиться уже сейчас. Почти два года в нашей стране существует банк пуповинной крови. Давайте разберемся, что это такое.

— В плаценте новорожденных стволовых клеток содержится больше, чем где бы то ни было. Сегодня мы замораживаем ее жидким азотом и храним при температуре минус 196 градусов, — показывает на гладкие огромные контейнеры Светлана Кривенко, заместитель главного врача по науке 9-й ГКБ Минска. — Основная идея банка — персонифицированное хранение стволовых клеток пуповинной крови. Необычная процедура для нашей страны пока в новинку, однако спрос на нее есть. На «депозит» банка пуповинную кровь своих новорожденных детей положили уже более 120 супружеских пар. Родители уверены, что если ребенок серьезно заболеет, то его стволовые клетки помогут справиться с недугом. К счастью, за время существования банка ни один образец пока не был востребован.

Стать клиентом такого банка довольно просто. Для начала нужно заключить договор на обслуживание. Вам выдадут специальный контейнер, в него в роддоме соберут пуповинную кровь и доставят в центр. Здесь из крови выделят стволовые клетки, проверят их на вирусы и бактерии, а затем заморозят. Процедура безболезненна и абсолютно безопасна как для матери, так и для ребенка. Когда собственник клеточного материала станет совершеннолетним, то сможет самостоятельно им распорядиться. Ждать своего часа клетки могут очень долго: мировой опыт показывает, что хранятся они минимум четверть века. Правда, клеток, получаемых из пуповинной крови, как правило, хватает только для лечения ребенка. Для взрослого человека их недостаточно, однако сейчас в мире и у нас в республике активно развиваются технологии, позволяющие нарастить клетки до нужных количеств.

Паспорт для трансплантата

Недавно в центре начаты работы по организации еще одного банка — для мезенхимальных стволовых клеток. К слову сказать, первый в мире коммерческий клеточный продукт мезенхимальных стволовых клеток был официально зарегистрирован и разрешен для лечения осложнений после пересадки костного мозга у детей лишь месяц назад.

— Мезенхимальные стволовые клетки получают из жировой ткани или костного мозга и пересаживают одновременно с кроветворными, — продолжает Светлана Кривенко. — Они уменьшают осложнения и повышают эффективность трансплантации. Еще одно их несомненное достоинство — они не отторгаются, а потому не требуют строгого подбора.

Прежде чем они попадают в криогенное хранилище, их растят в специально созданных условиях, многократно увеличивая численность клеток до объема полноценного трансплантата. У каждого такого клеточного образца есть свой паспорт. В дальнейшем мезенхимальные стволовые клетки будут использовать для лечения пациентов с онкогематологическими заболеваниями. И не только. Когда в банке накопится достаточно образцов, их, возможно, внедрят еще в одну инновационную методику.

— Мы разрабатываем методику лечения пациентов, которым нужна пересадка печени, с использованием клеточных технологий, — делится планами Светлана Кривенко. — Эффект от введения клеток будет временным, но состояние больного улучшится. Он сможет дождаться донорского органа.

На свой страх и риск

Так для чего нужны стволовые клетки? В последние годы перечень заболеваний, при лечении которых может быть успешно применена трансплантация стволовых клеток, достигает нескольких десятков. Особое внимание уделяется лечению злокачественных новообразований, различных форм лейкозов и других болезней крови. Экспертами разрабатываются международные протоколы лечения с использованием стволовых клеток. Проводятся многоцентровые исследования при лечении инфаркта миокарда и сердечной недостаточности. Изучаются подходы к лечению инсульта, болезней Паркинсона и Альцгеймера. Результаты клинических исследований свидетельствуют о том, что стволовые клетки могут достаточно успешно использоваться при лечении ряда тяжелых наследственных и приобретенных заболеваний, болезней сердца, эндокринной системы. А также при неврологических диагнозах, болезнях печени, желудочно-кишечного тракта и легких, заболеваний мочеполовой, опорно-двигательной систем и кожи.

— Что касается омоложения за счет пересаживания стволовых клеток, то такой технологии нет нигде в мире, — заверил Анатолий Усс. — Если вы слышали о таких услугах, то это шарлатанство на грани криминала. В Беларуси подобных предложений вы даже не найдете. А вот в сопредельных странах — вполне. В той же России частные медцентры, пользуясь недостаточной информированностью населения, предлагают трансплантацию стволовых клеток. Без лицензии и разрешения Минздрава. Только за какую операцию вы заплатите, еще вопрос. Деньги с вас возьмут, но вот гарантий никто не даст. Я бы не рекомендовал пользоваться подобными услугами.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter