Минский тракторный: Уверенный взгляд в будующее

В ряду гигантов белорусской индустрии Минский тракторный завод занимает особое место. На созданном в 1946 году предприятии в годы его становления и развития проявились лучшие черты белорусского народа — трудолюбие, неуклонное стремление к созиданию, творческий полет мысли, вера в свои силы и возможности. Когда в разрушенной войной белорусской столице складывался первый коллектив тракторозаводцев, думы были об одном — стране нужен трактор, чтобы поднять ее из военной разрухи. И в те трудные времена первое поколение тракторостроителей ценой неимоверных усилий заложило основы поступательного развития завода.

Такой он сегодня

Производственное объединение “Минский тракторный завод” не только устояло перед разрушительной стихией распада СССР, но и произвело за последние годы кардинальные перемены в организации производства, глубокую модернизацию, разработку и внедрение прогрессивных технологий, широкие научные изыскания. Все это позволило выйти на производство широкого модельного ряда машин различного функционального назначения с выходом на отечественный и мировой рынки с конкурентоспособной продукцией высочайшего класса.
На сегодняшний день ПО “Минский тракторный завод” является одним из крупнейших производителей колесных тракторов в мире, а на постсоветском пространстве это единственное предприятие отрасли, сохранившее свой научный, производственный и экспортный потенциал. Не только 30-тысячный заводской коллектив, но и все белорусы без всякой ложной скромности могут гордиться тем, что наш “Беларус” в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2004 году дал почти 81, а за первые пять месяцев текущего года — без малого 85 процентов отличной техники самого широкого диапазона применения. На пространстве от Владивостока до Бреста наша небольшая по территории страна является законодателем мод в области тракторостроения.
В абсолютных цифрах роста производства (в 2003 году выпущено 26 709, в 2004-м — 35 425 тракторов и машин) ощущается уверенный ритм развития. “В этих цифрах, — поясняет первый заместитель генерального директора — маркетинг-директор МТЗ Петр Пархомчик, — сосредоточены основные факторы успеха, над развитием и упрочением которых работают руководство и коллектив предприятия. А это прежде всего — научно-производственный, технологический, социальный спектр задач и глубокие маркетинговые исследования по продвижению продукции завода на внешние рынки”.
В том, что объединению есть что предложить народному хозяйству страны, внести свой большой вклад в возрождение белорусского села и поставить на экспорт, нет никаких сомнений. Здесь изготавливаются универсально-пропашные тракторы мощностью от 50 до 150 лошадиных сил, а также общего назначения мощностью до 300 лошадиных сил, мотоблоки, мини-тракторы, коммунальные, погрузочные, лесоразрабатывающие, шахтные машины и широкая гамма других моделей и модификаций. Разветвленная сеть заводов-филиалов, входящих в состав ПО “МТЗ”, позволяет задействовать трудовые ресурсы и обеспечивать бесперебойный производственный процесс головного завода.

Его знают все континенты

Недавно один мой знакомый, будучи в Германии, побывал в гостях у немецкого бауэра, имеющего в хозяйстве два трактора, один из которых был “Беларус” с 10-летним “трудовым” стажем. Так вот, почти половину времени его пребывания хозяин фермы высказывал похвалы в адрес нашей машины. Не думаю, что это пример единичный. Это скорее не исключение, а правило, если в 2004 году МТЗ имел внешнеторговые операции с 66 странами мира, и налицо тенденция к росту экспортных поставок, а соответственно и валютной выручки, объем которой вырос в сравнении с 2003 годом почти на 167 процентов. При этом идет увеличение поставок тракторов не только на традиционные рынки России, других стран СНГ, но и в дальнее зарубежье.
— Но не все так просто на мировом тракторном рынке, — подчеркивает Петр Пархомчик. — Он, рынок, чутко реагирует на малейшие колебания мировой общехозяйственной конъюнктуры, включая страны, являющиеся основными импортерами техники МТЗ. Поэтому проводятся глубокие исследования рынков сбыта тракторной техники, анализ соответствия всех характеристик тракторов марки “Беларус” требованиям покупателей. Это позволяет преодолевать трудности со сбытом, вызванные рядом объективных причин в мировом хозяйственном процессе. Рынок — это живой организм, на который и реагировать надо живо, целеустремленно, с видением стратегической перспективы, — добавил Петр Александрович.

Стратегия долгосрочного развития

Зримость ее и уверенность в успехе сконцентрирована в политике руководства и трудового коллектива МТЗ, главная суть которой в том, что продукция с маркой “Беларус” — это высокое качество, надежность и экономичность.
— А это значит, — как подчеркивает генеральный директор тракторного Александр Пуховой, — мы будем точно в срок и по приемлемым ценам поставлять своим заказчикам изделия и услуги, которые отвечают их требованиям или превосходят их и дают возможность потребителям с максимальной эффективностью выполнять свою работу. Главная цель нашего предприятия — удовлетворение потребностей покупателей любых географических широт и климатических условий.
И это не просто слова. За ними стоит планомерный путь предприятия к научно-техническому прогрессу, материализуемый в разработке и постановке на производство новых моделей с применением высоких технологий, которые позволяют объединению наращивать свой научный и производственный потенциал, совершенствовать модельный ряд тракторов, улучшать их технические характеристики.
Сегодня модельный ряд машин МТЗ насчитывает более 60 базовых моделей и около 100 их модификаций, а в стадии разработки находится еще 6 моделей. В серийном производстве — 12 моделей альтернативной техники и 12 — в стадии разработки. Ежегодно на производство ставится 1—2 принципиально новые модели машин при постоянном совершенствовании серийно выпускаемой техники по желанию заказчика. Практически Минский тракторный завод способен предложить конечному потребителю полный спектр машин различного назначения мощностью от 6 до 250 лошадиных сил. В разработке находятся тракторы нового поколения мощностью от 40 до 300 лошадиных сил.
Будет нелишним привести некоторые примеры поступательного развития МТЗ. Так, в 2004 году была изготовлена первая партия тракторов марки 2522 мощностью 250 лошадиных сил. Этот трактор хорошо держит борозду, отличается современным дизайном, большим запасом хода и способен за один цикл выполнять все необходимые операции по обработке почвы, в агрегате со всеми импортными и отечественными навесными машинами, экономичен по расходу топлива. Разработана конструкция и гусеничного трактора, которого так не хватает сельхозпредприятиям республики для работы на переувлажненных почвах. Первые 15 из них уже проходят испытания на полях Беларуси.
В основе нынешнего успеха и долгосрочного развития тракторозаводцев, без сомнений, лежит то, что они смогли за последние годы органично соединить свои научно-производственные и технологические наработки с проведением гибкой и активной маркетинговой политики в условиях агрессивной и неуступчивой конкуренции на мировых рынках. Совершенствование и развитие товаропроводящей сети, выставочной работы, ознакомление потенциальных потребителей с продукцией и технологическим процессом непосредственно на производстве, множество иных маркетинговых решений, качественное гарантийное обслуживание в минимальные сроки позволяют увеличивать экспортный потенциал, утверждать доверие между предприятием и покупателем. Все это позволило в течение прошлого года возобновить поставки продукции в 16 зарубежных государств, среди которых Никарагуа, Северная Корея, Йемен, Великобритания, Тунис, Алжир и другие. На 2005 год спрогнозированы и разработаны планы отгрузки белорусских тракторов в страны, география которых очень обширна, и только в дальнем зарубежье получат рабочую “прописку” более 11 тысяч машин. При этом на основе внедренных на МТЗ CALLS-технологий информационная поддержка каждого проданного трактора будет обеспечена на протяжении всего жизненного цикла — от этапа планирования до утилизации.
В целом же в стратегических планах Минского тракторного завода, базирующихся на перечисленных факторах и масштабной модернизации производства, заложена амбициозная (в лучшем смысле этого слова) цель — до конца текущего десятилетия наладить выпуск 75 тысяч тракторов в год. В 2005 году их будет выпущено 40 тысяч, а за пять месяцев на экспорт и для страны поставлено 17 тысяч машин.

Есть что показать, значит, есть что продать

Минский тракторный завод принимает постоянное участие в крупнейших международных выставках ближнего и дальнего зарубежья и возвращается с них с богатыми и заслуженными трофеями. Недавно в рамках Национальной выставки “Бизнес Беларусь-2005” в Варшаве МТЗ был представлен 11 моделями тракторов. Белорусские тракторостроители давно и надежно сотрудничают с польскими партнерами, среди которых видное место занимает фирма “Пронар”, где ведется сборка тракторов “Пронар-МТЗ” из тракторокомплексов, поставляемых МТЗ. За 15 лет сотрудничества экономические связи значительно выросли как количественно, так и качественно. В Польше увеличился не только объем продаж тракторокомплектов. Наша соседка заняла лидирующую позицию по поставкам продукции МТЗ среди стран Европейского союза.
Показательно, что в ходе посещения Национальной выставки заместитель премьер-министра Республики Польша Яцек Пехота, другие высокопоставленные должностные лица Польши дали самую высокую оценку экспозиции ПО “МТЗ” и высказали уверенность в перспективах дальнейшего продвижения продукции Республики Беларусь на рынки Польши.
Не может не радовать и то, что выставка товаров нашей страны проводится в Польше второй раз, что говорит о возрастающем интересе сторон к тесному торгово-экономическому сотрудничеству и высокой востребованности белорусских товаров, включая продукцию тракторостроителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter