Минских планов громадье

К 2030 году крупнейший город Беларуси выйдет из нынешних границ и займет 418 квадратных километров.
К 2030 году крупнейший город Беларуси выйдет из нынешних границ и займет 418 квадратных километров.

Это в полтора раза больше, чем сейчас. Но количество минчан в такой же пропорции не увеличится, а точнее, может не вырасти вообще. С учетом нынешних тенденций рождаемости прогнозы весьма осторожны - от 1,7 до 1,9 миллиона человек будут населять город через два с лишним десятка лет, или почти столько же, сколько сейчас. Тем не менее, повинуясь принципам развития ближайших европейских столиц, главный город Беларуси станет просторнее и комфортнее.

Насколько? В качестве примера можно взять Вильнюс, удобно расквартировавший на каждом гектаре земли всего 15 человек, или Киев, где на такой же площади уживаются 37 киевлян. Главный город Беларуси имеет пока вдвое большую плотность населения, но будет стремиться к созданию более комфортных условий для жизни.

В это понятие входит, конечно, и обеспеченность квартирами. Сегодня на одного минчанина в среднем приходится по 18,5 квадратного метра жилья. Резко увеличить эту цифру пока не позволяют доходы, которые в среднестатистической семье составляют в эквиваленте 200 - 300 долларов в месяц. Если к 2010 году минчане разбогатеют вдвое-втрое, то смогут в полтора раза улучшить жилищные условия. Именно такое повышение благосостояния - обязательное условие реализации недавно утвержденного Президентом генплана развития Минска, о контрольных цифрах которого я веду речь.

Основной приметой города 30-х годов ХХI века станет его деиндустриализация - три четверти населения займется оказанием бытовых, коммунальных, транспортных, финансовых и прочих услуг, а около 40 экологически вредных производств предстоит перепрофилировать, реконструировать или вынести за черту мегаполиса. "Хрущевки" и даже более современные крупнопанельные девятиэтажки будут модернизированы. Площадь Независимости станет пешеходной зоной. В Минске появится аквапарк, а за городом - настоящий горнолыжный комплекс.

Все это, конечно, красиво и заманчиво. Но меня как жителя самого типичного "спального" микрорайона волнует, сколько времени понадобится через пару десятков лет, чтобы из Уручья добраться, скажем, в Малиновку. Теперь этот путь занимает никак не меньше полутора часов. А ежели Минск разрастется, как запланировали архитекторы? "Четыре линии метро и подвозящий к ним транспорт, - утверждает директор УП "Минскградо" Александр Колонтай, - сделают 80 процентов территории Минска доступной в пределах 30 - 40 минут". В подтверждение он продемонстрировал схему развития метрополитена - спрута, чертовски похожего на московский и, полагаю, способного совсем иначе расставить акценты удобства и престижности микрорайонов.

Общеизвестно, что первая линия метро соединит микрорайоны Уручье, Юго-Запад и Малиновку, вторая - Шабаны и Красный Бор. Затем появится полукольцо - от станции "Фрунзенская" через улицы Варвашени, Веры Хоружей, площадь Якуба Коласа, Платонова, Уральскую, тракторный завод и до автовокзала "Восточный". В более далекой перспективе ветки метро пройдут через улицы Сурганова, Кольцова - в микрорайон Зеленый Луг. Четыре остановки подземки - и Чижовка окажется в 10 минутах езды от Партизанского проспекта. Иными словами, метро пройдет под основными городскими магистралями. Почему избран такой путь решения транспортной проблемы? По словам Александра Колонтая, 80 процентов загрязнения воздуха дают автомобили и количество их растет из года в год. Остановить этот процесс невозможно. Но для большего количества машин неминуемо понадобилось бы строительство новых магистралей, развязок. Это, как полагают разработчики генплана, путь тупиковый.

Подведя практически во все "спальные" микрорайоны подземный общественный транспорт, архитекторы предлагают ограничить использование личных авто в центре города. Например, не увеличивая пропускную способность дорог там, где в этом нет острой необходимости, ограничивая строительство стоянок, а все парковки сделав платными. Человек невольно задумается, насколько выгодно добираться на работу на личном автомобиле.

Кроме того, Минск разделится на 6 своего рода районов, которые будут иметь свой образ, общественные деловые и культурные центры. Нынешняя концентрация рабочих мест на северо-востоке города, а "спальных" районов - на западе вызывает ежедневное "великое передвижение народа", неоправданно перегружает общественный транспорт. "Застройка должна быть смешанной, - полагает Александр Колонтай, - и человек, если он не обладает уникальной профессией, сможет трудиться в своем районе или приблизить жилье к работе - рынок это позволяет без особых проблем".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter