Минские околицы: что за фасадом?

Николай Казак — о жестком спросе с нарушителей, бесхозных автомобильных кузовах и лебедях в мазуте…

Николай Казак — о жестком спросе с нарушителей, бесхозных автомобильных кузовах и лебедях в мазуте…

Мы, горожане, в кои-то веки выбираемся на природу, идем по лесу, вдыхая целительный, на хвое настоянный воздух, и вдруг цепляемся за кусок колючей ржавой проволоки… Приезжаем на пляж, окунаемся в воду и тут же наступаем босой пяткой на битую бутылку… Собираем грибы и вместо подберезовиков под каждой березой и подосиновиков под каждой осиной натыкаемся на вросшие в землю запчасти от автомобиля… Этот логический ряд можно продолжать практически до бесконечности – пригороды, зоны отдыха, городские и прилегающие леса наших мегаполисов нуждаются в настоящих хозяйских руках. Минск в этом плане тоже не исключение – Президент страны постоянно, и довольно жестко, требует, чтобы, скажем так, околицы столицы выглядели не хуже центра, чтобы человек, выбравшийся на природу, любовался ей, а не отходами человеческой жизнедеятельности. Как раз этим и занимается, причем вот уже тридцать пять лет без нескольких месяцев, УП «Минское лесопарковое хозяйство», с директором которого Николаем Казаком мы и беседуем.

— Николай Васильевич, ни вам, ни вашим коллегам, похоже, не позавидуешь: огромный город, огромное количество людей, стремящихся из него хоть на денек, да выбраться, огромная территория, за которую вы в ответе…

— В нашей зоне ответственности, а это свыше 33 тысяч гектаров, тридцать тысяч из которых покрыты лесами, восемь лесничеств и семь государственных заказников, проживает более миллиона человек, расположено более 150 предприятий разного профиля, 123 садоводческих товарищества, 61 учреждение отдыха и здравоохранения. Даже исходя из этого можно представить, какой объем работы нужно выполнять, но это как раз тот случай, когда глаза боятся, а руки делают. Сформирована динамичная и управляемая структура, в которой каждый занимается своим делом. Если это участок по обслуживанию пляжей, то поддержанием на них порядка оно и занимается. Если другое подразделение обязано содержать в порядке Минскую кольцевую дорогу и городские леса, то оно их и содержит, и так далее. То есть все усилия направлены на выполнение поставленной перед нами сверхзадачи – сохранение зеленой зоны Минска. Поэтому, в отличие от обычных лесхозов, мы не ведем сплошных рубок лесов – только санитарные и рубки ухода, направленные на сохранение лесных массивов. Объемы огромные, до трех тысяч гектаров в год. Сейчас к тому же принимаем леса, которые были в пользовании военных, и колхозные, а там зачастую, как говорят, и конь не валялся. Будем наводить порядок, очищать, вырубать сухостойные и больные деревья, закрывать несанкционированные съезды (вероятность возникновения пожаров возле большого города чрезвычайно велика – 400 случаев в год фиксируем) и так далее…

— Еще пять лет назад, например, люди на отдых за город приезжали в основном на электричках и автобусах, а сейчас на личных автомобилях, которые норовят поставить поближе к воде. Потому что стоянок не хватает, так ведь?

— Проблема решается очень тяжело. Дело ведь связано с проектированием, вырубкой лесов под стоянку, а это может разрешить, если разрешит, Совет Министров, и не ниже. По Цнянскому водохранилищу, где достаточно открытых площадок, вопросов нет, а вот в Дроздах и на Минском море сложнее — кругом лес, а те стоянки, которые здесь есть, удалены от берега на приличное расстояние. Поэтому вот уже два года совместно с управлением гаражей и стоянок Мингорисполкома, управлением ГАИ Миноблисполкома организуем недорогие платные парковки. Таким же образом в Дроздах и Кринице организуем временные стоянки, чтобы хоть как-то сгруппировать это автомобильное «стадо».

— Насколько я понимаю, Николай Васильевич, как раз для вас республиканская программа наведения порядка на земле – документ прямого действия. Что делается в рамках ее и какие открытия здесь вас ожидали?

— Рекультивировали за три года, то есть убрали мусор и посадили деревья, девятнадцать свалок. За 2003-й и 2004 годы одного металлолома из наших лесов вывезли свыше трехсот тонн. А знаете, что это за металлолом? Тридцать три тонны… автомобильных кузовов! Автомастерских, гаражных кооперативов кругом множество, вот они таким образом и избавляются от хлама. Привлечь кого-то к ответственности проблематично – номера-то сбиваются. Приплюсуйте к этому почти шесть тысяч кубометров мусора и поймете, что творится в пригородных лесах. Кстати сказать, в этом году вывезли его уже восемь тысяч кубометров.

— Наших отдыхающих, значит, ничем не прошибешь, они верны себе и своим привычкам?

— Есть и это, но рост «мусорных» показателей с этим не связан. Мы просто заключили договоры с садоводческими товариществами, бесплатно передали им контейнеры и вывозим их отходы – свыше пяти тысяч кубометров. Это, кстати, давно нужно было сделать. Потому что территория вокруг большинства дачных поселков очень уж была неприглядной. Если же говорить в общем, то за два года, в течение которых действует программа благоустройства, ситуация изменилась кардинально. Есть жесткий спрос и с нарушителей природоохранного законодательства, и с тех, кто призван порядок обеспечивать, – нам, например, глава Минска Михаил Яковлевич Павлов не только не дает в шапку спать, но и оперативно и конструктивно реагирует на любые наши предложения по улучшению работы.

— Николай Васильевич, вопрос простой и не по теме: вы-то сами ту природу, которую охраняете, видите? Красоту ее замечаете?

— Два года назад в Чижовке попали в мазутное пятно около двадцати лебедей. Мы бедняжек вытащили, повезли в Ждановичи и отмывали там стиральным порошком. И вот когда птица, которая кусалась и щипалась, видя в тебе врага, вдруг понимает, что ей делаешь добро, и доверчиво затихает в твоих руках, это дорогого стоит. А когда видишь на Лебяжьем «сладкую» лебединую парочку Яшку и Машку, которые уже обеспечили потомство в десятом поколении и не собираются менять место жительства, понимаешь, что не зря работаешь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter