Корреспонденты «СВ» побывали на строительстве новой станции московской подземки, которая откроется в декабре этого года

«Минская» в стиле хай-тек

Корреспонденты «СВ» побывали на строительстве новой станции московской подземки, которая откроется в декабре этого года.


Рисунок перетекает фрагментами с одной колонны на другую. Во время движения можно увидеть всю картину целиком. Фото: stroi.mos.ru

УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ


Минская улица – одна из самых оживленных трасс в Москве. В двух шагах парк Победы и площадка военной техники музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Именно здесь силами «Трансинжстроя» сооружается станция «Минская» Калининско-Солнцевской линии. Она улучшит транспортное обслуживание почти 600 тысяч москвичей.

– Станция «Минская» важна, во-первых, потому что она находится возле парка Победы, а там проходит много больших мероприятий. Во-вторых, мы с руководством Российских железных дорог уже договорились сделать здесь платформу, после чего тут появится крупный транспортно-пересадочный узел, который соединит метро и Киевское направление Московcкой железной дороги, – подчеркнул мэр российской столицы Сергей Собянин.

Как говорится, давно пора: до сих пор на Киевском направлении нет ни одной пересадки с железнодорожных поездов на метро, кроме Киевского вокзала.

ЗДЕСЬ ПЛЕСКАЛОСЬ МОРЕ?


Темпы стройки довольно внушительные: первый ковш грунта под будущий котлован экскаватор вынул в феврале 2014-го.

– Работы не останавливаются даже в праздничные и выходные дни. Всего на объекте занято более 500 человек. Станция готова уже на 90 процентов. Сами все увидите, – приглашает нас под землю начальник участка Виктор Кусков, 28-летний выпускник МИСИ, для него эта станция уже третья на личном счету.

По вертикально-крутой лестнице, сваренной из реек стальной арматуры, спускаемся глубже. На профессиональном сленге «Минская» – станция мелкого заложения. Максимальная глубина – 29 метров. Хотя во время раскопок там внезапно нашли… окаменевшие ракушки.

– Наверное, когда-то, миллионы лет назад, здесь плескалось море. Взял себе на память пару штук, – признался Виктор Кусков.

В ГОСТЯХ У БОГА ОГНЯ


Платформа длиной 162 метра почти готова, строители завершают прокладку коммуникаций и отделку интерьера. В конце платформы за колоннами шаманит подземный «бог огня» – сосредоточенный работяга, который с помощью мощной горелки приваривает к цементу перрона ленты черной гидроизоляции. Завораживающе эффектно, как сопло реактивного истребителя, взлетающего на форсаже в сумраке. Вообще, «Минская» оказалась крепким орешком – самая сложная станция на этой ветке.

– Главной загвоздкой был насыщенный влагой грунт, – поясняет Виктор Кусков. – Экскаватор землю ковшом зачерпнет, и сразу в этом месте озерцо. Станция расположена прямо под Минской улицей – не развернешься. Даже краны подъемные поставить было негде. Пришлось управляться вручную. Арматуру и опалубку таскали на своих двоих. Бетон обычно заливают автоматически насосом, а у нас такой возможности не было. Поэтому проложили 250-метровую магистраль-бетоновод. Зимой его дополнительно утепляли, пеленая, как куклу, иначе бетон схватился бы намертво. Справились, – улыбается начальник участка.


Платформу выложат крепким сибирским гранитом. Фото: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

СМЕКАЛКА И МАСТЕРСТВО


Все технологии и материалы, применявшиеся при строительстве, исключительно отечественные. Впрочем, за столько лет, что существует московское метро, накоплен колоссальный опыт. Плюс – инженерная смекалка и мастерство строителей. В двух шагах от «Минской» мемориальная мечеть. Опасались, что из-за стройки грунт поплывет. Строители сработали, как ювелиры, – чисто, аккуратно. Обошлось.

Еще одна инженерная уникальность «Минской»: подстанции, откуда электрический ток подается на пути – пришлось разместить подстанцию сверху, вторым этажом.

ВОЕННАЯ ТАЙНА


Короткая лесенка вниз – и мы на рельсах. Сразу чувствуется разница температур. Из арки тоннеля, как из трубы, тянет пронизывающим холодом.

Интерьер будущей станции хорошо просматривается. Оформлена «Минская» в стиле хай-тек с преобладанием металлических тонов. На полу – плиты из черного сибирского гранита, на стенах – металлокерамические плиты. Колонны, украшенные изображением военной техники, – под защитой антивандальных стекол. Тема не случайна – рядом, в парке Победы, музей Великой Отечественной войны и постоянная выставка боевой техники. Центр графической композиции – изображение уникального берегового дальнобойного 180-миллиметрового орудия из форта «Красная горка» в Кронштадте. Во время войны форт стал ключом обороны Ораниенбаумского плацдарма на ближних подступах к Ленинграду.

АННУ КАРЕНИНУ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ


Время от времени доводится слышать, как на какой-нибудь станции на рельсы попал посторонний предмет, а то и человек. На «Минской» это исключено. Для безопасности пассажиров на краях платформы установят тонированные раздвижные перегородки из сверхпрочного стекла высотой три метра. Подъехал поезд – перегородки открылись. Уехал – закрылись. Анна Каренина не прорвется.

У станции два вестибюля. Один из них выводит к мемориальной мечети.

Еще одно ноу-хау – световые информационные блоки. Они разместятся на платформе напротив скамей для пассажиров. Не знаешь, как быстрее добраться в нужную точку, присел на скамеечку и по светящейся схеме быстро вычислил кратчайший маршрут. Архитектурное решение станции необычно – стены чуть наклонены, колонны посредине платформы как бы развалены, потолок тоже с наклоном. Сплошная асимметрия, но смотрится выигрышно.

Новое слово в архитектуре


Проект разработали специалисты НИИ «Метрогипротранс» в творческой мастерской, возглавляемой Леонидом Борзенковым, на счету которого уже почти два десятка станций столичной подземки.

– «Минская» – новое слово в архитектуре московского метро. Изначально на этом месте предполагался дополнительный выход к парку Победы. Но уже в процессе проектирования решили создать полноценную станцию, – рассказал «СВ» Леонид Борзенков.

– Строители называют ее сложной.

– Такого объекта у нас еще не было. Кругом многочисленные коммуникации, сложный рельеф с большим уклоном, железнодорожная эстакада. Вокруг – природоохранная зона, работать в которой надо очень бережно. К тому же требовалось сохранить автомобильное движение по Минской улице. Но мы все преодолели.

– В оформлении станции преобладает военная тематика.

– Задача была поставлена изначально. Изображения на колоннах выполнены в суперграфике с фотографий времен Великой Отечественной войны. Причем рисунок перетекает в перспективе с одной колонны на другую. Человек, идя по платформе, как бы движется вдоль изображения. Танки или самолеты – немного банально. А вот пушка, тем более такая героическая, показалась нам интересным решением. К тому же это уникальный экспонат, представленный на площадке военной техники на Поклонной горе.

Автор публикации: Олег БАЛОБИН
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter