Минск: сегодня и завтра

Современный город — это не только удобства, комфорт, доступность к культурным ценностям, развлечениям, возможность иметь более высокооплачиваемую работу. Это еще и проблемы...

Современный город — это не только удобства, комфорт, доступность к культурным ценностям, развлечениям, возможность иметь более высокооплачиваемую работу. Это еще и проблемы. А большой город — это большие проблемы. Тем более такой бурно растущий, как Минск. Тема, как они будут решаться, волнует каждого минчанина. В редакцию приходят сотни и тысячи писем с самыми разными вопросами в адрес городских властей. Мы выбрали наиболее актуальные из них и адресовали гостю редакции — исполняющему обязанности председателя Мингорисполкома Н.Ладутько. Николаю Александровичу задавали вопросы журналисты «СБ».


Н.Ладутько: Желание читателей узнать совпадает с нашим желанием рассказать.


Должен отметить, что за 10 лет устойчивого развития страны, а соответственно и города Минска экономические показатели существенно выросли. Бюджетные средства город использовал на строительство жилья, дорог, новых предприятий, объектов здравоохранения, спорта. Несмотря на кризис, никакого снижения объемов в этом плане у нас не произошло. Мы получили красивый и чистый город. Многое из того, о чем раньше и не мечтали, стало привычным. Показатели социального развития, уровня жизни растут, соответственно и пожелания населения увеличиваются. Власть должна на это реагировать. Но здесь важно и понимание того, что не все так просто решается, как может показаться на первый взгляд.


Александр Тумар, редактор отдела новостей: Не слишком ли медленно строится метро? В часы пик на станциях «Купаловская» и «Октябрьская» настоящее столпотворение.


Н.Ладутько: Для того чтобы строить быстрее, нужны соответствующие средства. Их пока недостаточно в городском бюджете. Если мы будем ближайшие 4 — 5 лет выдерживать заданный темп, строительство второй линии метро до МКАД за это время завершим полностью. Рабочее проектирование третьей линии уже ведется, планируем в конце 2010 года начать подготовительные работы. Прокладка тоннелей начнется в конце 2011 года с таким расчетом, чтобы к 2015 — 2016 году первые две станции сдать в эксплуатацию. Мы должны выйти на центральный железнодорожный вокзал и двигаться дальше к микрорайону Минск–Сити.


Здесь надо понимать, что основные затраты — 55 процентов стоимости — это подготовительная работа. Нужно переложить коммуникации, сделать объездные дороги. Где–то снести старые строения. Построить жилье для граждан, чьи дома идут под снос...


Дмитрий Крят, редактор отдела политики: Строительство жилья ведется в городе быстрыми темпами. Но одновременно наблюдается некоторое отставание развития социальной инфраструктуры. Жилье есть, а детских садов, школ да и магазинов в новых районах явно не хватает. Есть ли возможность как–то более сбалансированно вести застройку?


Н.Ладутько: Дело в том, что на строительство жилья идут средства не только городского бюджета, но и населения. Поэтому и строится оно опережающими темпами. Да, мы отстаем. Но не критично. Есть пока еще очередь в детские сады в Лошице, в Сухарево–5. Но сады и школы строятся. Мы просто не имеем физической возможности все делать одновременно. Да и очередников волнует сначала только одно — квартиры. А потом, когда вселяются, возникают проблемы.


А в старых районах в это время школы не заполнены, там меньше детей. Перевозить детей автобусами, как это делается во многих странах, не везде получается. В часы пик — пробки. Тоже проблема. Вот в Каменной Горке завершится к 2013 — 2014 году строительство нового микрорайона с полным социальным пакетом. Там будут жить 70 тысяч человек, в основном молодые семьи. Но с каждым годом там детей будет становиться не больше, а меньше. Дети взрослеют и тут же разъезжаются.


Над этой проблемой мы работаем. И деньги выделяем немалые. Хотелось бы больше, но бюджетные возможности нас несколько ограничивают. Тем не менее в этом году две школы введены в эксплуатацию, в следующем году откроется пять детских садов и еще 3 школы. Кстати, в январе будет открыта школа № 49 в Масюковщине. А через год, в 2011 году, построим первую школу с плавательным бассейном. После этого в новых районах, если будет территория позволять, будем строить все школы с бассейнами.


Для Минска сегодня реально строить в год до 1,2 млн. кв. метров. Город уже сегодня имеет диспропорцию в развитии. Поэтому сегодня актуальна задача строительства городов–спутников. Иначе мы не сумеем развить инженерно–транспортную инфраструктуру.


П.Якубович, главный редактор: Город не может бесконечно расти...


Н.Ладутько: На это даже московские градоначальники, будучи в Минске, обращали наше внимание. Они из учета тех ошибок, которые были допущены в развитии Москвы, говорили нам, что не нужны Минску такие объемы строительства. Мы получим те же, по сути, проблемы, что получила Москва.


Виктор Пономарев, обозреватель отдела журналистских расследований: Каким вы видите Минск в ближайшей перспективе?


Н.Ладутько: Безусловно, предела совершенству нет. Конечно, мы изучаем опыт городов других стран, анализируем, делаем обобщения. Недавно проходило общественное обсуждение генерального плана столицы до 2030 года. Принимался он всего каких–то 5 лет назад, а сегодня уже нужно вносить серьезные корректировки. В нем был заложен 100–процентный снос всего существующего индивидуального сектора. А стоит ли сносить все? Город должен быть и одноэтажным, и двухэтажным, и среднеэтажным. Где–то, чтобы более эффективно использовать дорогие участки, будем все же строить дома выше 9 этажей. Но к высотному строительству нужно подходить очень избирательно.


Основная масса людей сегодня пользуется услугами общественного транспорта. Если бы все сели на легковой автомобиль, мы бы вообще не проехали по улицам города. Мы хотим добиться такой системы управления транспортом, какая существует в Германии. Если написано, например, что автобус придет в 13.05, значит, точно в это время он и приходит. Со следующего года будем вводить электронные билеты. К 2014 году реализуем первый этап работы городской электрички (по принципу движения метро) — Ждановичи — Минск–Пассажирский.


Хорошо бы сделать исторический центр без автомобилей. Задача великолепная. Но как ее реализовать? Где строить в центре парковки? Негде. Это проблема, окончательного решения которой, будем откровенны, пока еще нет. Все проблемы упираются в средства. Возьмите Рим, город с более чем 2 миллионами жителей. У него бюджет в 10 раз больше нашего. Можно представить, какие у него возможности. Может, стоит в Минске ввести дополнительный налог на автомобили? Вот эту тему, я считаю, можно обсудить. Мы за эти деньги — 100 млрд. рублей — через 2,5 года можем построить на Октябрьской площади подземный паркинг.


Людмила Габасова, редактор отдела писем и социальных проблем: Численность населения города за последние 40 лет выросла почти вдвое. Будут ли строиться в ближайшие годы новые больницы, поликлиники?


Н.Ладутько: По распоряжению Президента два строящихся корпуса лечкомиссии передаются городу. Это будет одна из новых городских клиник. В микрорайоне Северный отведена площадка под строительство клиники на 1.000 мест. Ее строительство вместе с оборудованием обойдется примерно в 200 млн. долларов. Таким образом, мы через 5 — 6 лет обеспечим койко–местами город на ближайшие 30 — 35 лет.


Сергей Канашиц, редактор отдела спорта: В 2014 году у нас состоится чемпионат мира по хоккею. Хотелось бы узнать, как изменится город к 2014 году. «Минск–Арена» вмещает 15 тысяч зрителей. А как будут эти тысячи все одновременно разъезжаться после массовых мероприятий?


Н.Ладутько: Никакой проблемы не будет. Общественный транспорт вполне справляется с пиковыми нагрузками утром и вечером, когда люди едут на работу и возвращаются домой. У нас около 200 единиц «транспорта резерва», которые с 9.00 и до 16.00, а потом после 19.00 стоят в парке. Зачем их гонять пустыми по маршрутам? Из них можно взять 20 — 30, и даже 100 автобусов, развезти людей.


На «Минск–Арене» построим паркинг на полторы тысячи мест, а в Чижовке — на 600 — 700. За 4 года планируем построить восемь транспортных развязок. Хоккей очень популярен в мире. И по зрелищности, и по массовости. Спортивный въездной туризм даст дополнительные доходы в городской бюджет. Не думаю, что мы сможем массово привлечь зарубежных туристов одними только нашими историческими и архитектурными ценностями. Вряд ли мы здесь мир чем–то сможем удивить.


Нина Романова, редактор отдела международной политики: Очень красив у нас лесопарк в Дроздах. Мне он напоминает Берлин, где в центре города люди могут посидеть на травке, подышать свежим воздухом.


Н.Ладутько: Это была идея Михаила Яковлевича Павлова — благоустройство территории возле водохранилища Дрозды. И мы ее реализовали.


Виктория Попова, редактор отдела культуры: Какие из различного рода фестивалей, проводимых в Минске, вы считаете, способствуют развитию культурного имиджа города, а от каких можно отказаться?


Н.Ладутько: Тех фестивалей, от которых можно отказаться, уже нет. Они просто не выдержали проверки временем. А те, которые остались и пользуются популярностью у нас и за рубежом, будем поддерживать.


Александр Таранда, заместитель главного редактора: Меня интересует судьба проекта «Минск–Сити». Ситуация сегодня в мировой экономике непростая, это сказывается и на активности инвесторов. Каковы его перспективы?


Н.Ладутько: В Москве обсуждался этот вопрос: продолжать проект или приостановить в связи с экономическими сложностями. «Итера Груп» приняла решение — продолжать. Сегодня уже идет демонтаж 214–го завода, на этой территории проектируют жилые дома, торговый, офисный центры. Одновременно мы ведем проектирование нового авиаремонтного завода. С его вводом мы сможем ремонтировать современные западноевропейские, американские самолеты.


П.Якубович: Поощряет ли горисполком лучших налогоплательщиков города?


Н.Ладутько: Предпринимателям мы стараемся помогать. В 2008 году в Минске было выделено 2 миллиарда рублей городского бюджета на поддержку малого бизнеса. Конкурсы проводим на определение лучшего предпринимателя. Интересный вопрос: лучший, говорите, налогоплательщик? А идея неплохая. Берем на заметку.


П.Якубович: Уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить Николая Александровича за глубокие и обстоятельные ответы. Считаю, что руководители Минского горисполкома должны быть известны каждому минчанину. В них должны видеть действительно слуг народа, а не каких–то чиновников за дверями высоких кабинетов. Причем не просто быть известными, но и быть популярными в городе. И каждый минчанин должен иметь возможность задать вопрос через газету, через журналистов. Мне кажется, есть в этом предложении здравый смысл. Хотя иногда бывают вопросы, на которые очень непросто бывает ответить. Приходится сталкиваться, особенно в последние годы, с не совсем обычными письмами, обращениями.


Я как–то спрашивал у своего коллеги из России, что он делает, когда к нему, скажем, из города N поступает письмо гражданина с жалобой на власть, например, что ему не поставили забор. Да такое письмо им, ответил он, никто писать не будет, и уж точно никто читать не станет. И никто не будет ни ставить забор, ни ремонтировать.  А я коллеге объясняю, что нам пишут люди с самыми разными просьбами и требованиями. Есть, безусловно, вопросы, когда они сталкиваются с чванством чиновников или равнодушием. Тут немедленно вся государственная мощь — информационная и организационная — идет на помощь этому человеку. Уникальна в этом смысле наша страна. Потом потомки это оценят и скажут очень много об этих временах, когда государство действительно старалось все сделать для людей. У некоторых авторов писем складывается такое впечатление, что все в стране как–то делается само по себе. «Как так, почему там–то или там–то нет детского сада?» Конечно, по идее и в принципе, он должен быть. И этот вопрос можно ставить. Это хорошо. Но сегодня эти вопросы обретают настойчивую требовательность: почему нет этого, почему нет того, почему, почему, почему. А как это достигается, ценой каких усилий все это достается, откуда берутся средства в бюджете, интересует меньше. Вот это печально...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter