Минск, почти знакомый...

Что-то, пожалуй, начало меняться в нашей жизни.
Что-то, пожалуй, начало меняться в нашей жизни. Очень медленно, но начало. Иначе бы этой книге не выйти в свет. Уж слишком много в истории было препон для ее рождения. Начнем с того, что с 1920 года наш Минск был с лязгом отсечен от всего мира "железным занавесом" большевизма. При этом, следует заметить, стальные челюсти "занавеса" захлопнулись в непосредственной близости от Минска, превратив его в город приграничный, режимный, а это значит, что править бал в нем стали люди с ружьем. Начиная с 1920 года любое или почти любое фотографирование в Минске было запрещено. Тем, кому эта информация покажется недостоверной, хочу напомнить, что даже в 60-е годы человек с фотоаппаратом, рискнувший снимать с моста над Свислочью штаб БВО, мог повстречаться с бдительными воинами, которые бежали ему наперехват по обоим берегам реки, чтобы задать нелепые вопросы и засветить пленку. Что уж тогда говорить о годах далеких. Так сложилось, что в архивах Минска легче найти фотографии дореволюционного города, чем фотографии его архитектурного облика между двумя войнами. То же, что сохранилось, было основательно просеяно и упрятано в специальные архивы. Тем больше благодарности составителям и издателям этой книги. Я хочу назвать их имена - это прежде всего Илья Курков и его помощники архивисты, которые отыскали, вернули к жизни из летаргического небытия снимки, дающие возможность представить себе, каким был наш город в двадцатилетие между двумя разрушительными войнами XX века. Это директор издательства "Урожай" Е.Малашевич, который рискнул вложить средства в издание этой книги, не рассчитывая получить прибыль (какая может быть прибыль при тираже в две тысячи экземпляров?), это редактор Ю.Павлюкевич, художник Ю.Тареев, специалист по компьютерному набору А.Гуринович. Так подробно перечисляю творческую группу потому, что книга "Мiнск незна„мы 20 - 40" сделана и с любовью, и с недюжинным полиграфическим умением. Интересно архитектоническое построение издания. Его открывает уникальная топографическая (читай - военная, закрытая) карта Минска той поры. И далее - расширяясь концентрическими кругами, от вокзала к окраинам - снимки, снимки, снимки... Потрясающе красивым был минский вокзал до всех и всяческих его реконструкций, удивительным здание Казанского собора на нынешней площади Мясникова, превращенное впоследствии в клуб железнодорожников. Он стоял еще в 1933 году. Строительство корпусов университетского городка, Дома правительства и далее - улица Советская, Земледельческий переулок с прекрасным пятиэтажным доходным домом Я.Костровицкой, построенным еще в 1904 году и простоявшим до нашего времени. Я помню это здание напротив Дома правительства, в котором были шикарный гастроном и ювелирный магазин. Оно сохранилось в годы лихолетья и было взорвано нашими современниками, мостившими самую большую в Европе площадь Независимости. А фотографии ведут нас дальше и дальше по центральным улицам, по уютным уголкам, паркам, скверам, представляя театры Я.Купалы, кинотеатр "Красная звезда", прелестный дом с эркерами на сегодняшней улице Ленина и вниз к Ляховке, ко Дворцу пионеров (нынешний Театр юного зрителя), к заводу "Энергия", до "Коммунарки", потом назад. Вот строительство национальной библиотеки - я узнаю и этот холл, и скульптуру Ленина в вестибюле, и лестницу с вахтером, ведущую в центральный читальный зал... Боже мой! Как много сохранилось и как много исчезло навсегда. Человек, имеющий представление об архитектурных стилях, несомненно, обратит внимание, как интересно и грамотно сочетались в нашем городе дореволюционная застройка с конструктивизмом советской поры. Иногда кажется, что в 30-е годы, когда в Москве пора конструктивизма, оказавшая немалое влияние на мировую архитектурную мысль, уже подходила к закату, сменяясь сталинским псевдоампиром, Минск словно законсервировался, продолжая строить здания, которые удивляют и сегодня. Мало кто из минчан знает, что спроектированные архитектором Лангбардом Дом правительства, Дом Красной Армии, оперный театр, главный корпус Академии наук для своего времени были последним словом строительной мысли. В них использовались несущие колонны, разгороженные легко перемещаемыми, поддающимися трансформации стенами. Так строят сегодня во всем мире. Начиналось это у нас. Но не только это производит впечатление при знакомстве с книгой "Мiнск незна„мы", удивляет и поражает то, что Минск той поры вовсе не был захолустным, утопающим в грязи, серым, провинциальным городом. Он, оказывается, был чист, ухожен, наряден и удивительно соразмерен человеческим пропорциям. Это был совершенно европейский город, окутанный зеленью, с чистой рекой, с многочисленными цветочными кашпо, с современным по тем временам транспортом. Это приоткрывает нам глаза на те мифы и легенды, которые рождались в послевоенные годы, где о Минске, сохранившем свой дореволюционный облик, говорилось с надменностью и пренебрежением, как будто не было у него своей истории, своего архитектурного лица, как будто все, что было построено в нем, так или иначе связано с октябрьским переворотом, с эпохой большевизма. Да и миф о полностью разрушенном войной Минске вызывает, мягко говоря, сомнения - уж очень многое узнается, очень многое сохранено с тех пор, правда, переделано, изменено, но все-таки - узнается. Это еще одна заслуга составителей книги: подспудно, ненавязчиво они зарождают в нас недоумение, попытки найти истину и недоверие к официальным версиям. Может быть, мифы были нужны, чтобы легче было ломать, легче рушить, погребая под кирпичными завалами и память о прошлом, и память о собственном национальном достоинстве. Иначе как понять тотальное истребление в Минске памятников истории и культуры, уникальных исторических зданий? Как понять уничтожение Верхнего города, Нижнего рынка, Минского замчища, Немиги?.. Как понять сегодняшние градостроительные "изыски", при которых доламывается то, что еще не доломано в нашем городе? Книга, составленная Ильей Курковым, предваряется прекрасной вступительной статьей, в которой с завидной основательностью, со знанием деталей и, что главное, с огромной любовью к своему городу рассказывается о том потерянном двадцатилетии. Я позволю себе привести несколько фраз, использованных в этой статье из документов давней эпохи: "Менск стаiць на краi новага свету. Там за Тучынкай, за тры дзесяткi кiламетрау ад гораду пачынаецца капiталiстычная Эуропа", "...Яго бурны рост з`я›ляецца грозным папярэджаннем iмперыялiстычным клiкам i iх обэршэльмам..." Книга, выпущенная в издательстве "Урожай", издательстве с таким мирным названием, словно намекает: "А не пришла ли пора нашему городу перестать быть "непарушным фарпостам рэвалюцыi", не пришло ли время и в самом деле стать "яркiм i светлым прыкладам для людзей працы".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter