Скульптор Сергей Бондаренко о любви к лошадям, цирковых "заморочках" и придуманном князе Ольгерде

Минск и минчанин

Этот импозантный бородатый мужчина наверняка знаком всем минчанам. Уже несколько месяцев скульптор Сергей Бондаренко тепло улыбается прохожим с огромных билбордов, появившихся благодаря проекту Мингорисполкома «Это я». На плакатах — обычные горожане, которые делают на первый взгляд незаметные, но очень нужные вещи. Благоустраивают улицы, детские площадки, создают спортивные центры, зажигают фонари, открывают двери метро... Сергей Бондаренко — в числе тех, кто вносит вклад в облик и благополучие Минска, работает, чтобы сделать нашу с вами жизнь удобной и комфортной. «Это я автор скульптур возле цирка» — гласит надпись на плакате с изображением Сергея Афанасьевича. Впрочем, этой скульптурной композицией творчество мастера, конечно, не ограничивается: многие его произведения стали символами белорусских городов, узнаваемыми и любимыми. Мы нескромно напросились к Бондаренко в гости и застали за работой над новым объектом — как раз в эти дни скульптор ваяет памятник Тадеушу Костюшко, 270–летие которого не так давно пышно отметил весь мир.


— Эту композицию мне никто не заказывал, — честно признается мастер. — Просто вдохновился личностью Костюшко, его жизнью, деятельностью, историей... Хочется надеяться, что образ героя когда–нибудь будет воплощен в названии улицы, памятнике, возможно, даже конном.

Он любит работать на опережение. Даже скульптурный ансамбль у цирка Сергей Бондаренко придумал и начал создавать самостоятельно, не дожидаясь конкурсов и спецзаказов:

— Как только услышал про проект, сразу подумал, что это моя тема. Почему? Даже не знаю, просто вдруг стало безумно интересно. А потом подоспело предложение от архитектора и руководства цирка. На момент подписания договора лошадь была уже вылеплена и все эскизы готовы.

Изящную монументальную форму композиция обрела сразу после завершения реконструкции здания цирка — лошадь, созданная Бондаренко, вышла на главный проспект города в 2010 году. Без трудностей, впрочем, не обошлось:

— Установить скульптуру с наездницей планировалось не на колонне, а на арке, ближе к перекрестку с улицей Янки Купалы. Однако позже выяснилось, что арку там ставить нельзя, есть риск повредить коммуникации метро. Признаться честно, это стало ударом по моим авторским задумкам. После долгих обсуждений было решено установить там другую скульптуру — пирамиду из животных. Но и тут потребовались корректировки. Первоначальная идея была такой: сверху стоит слон, посередине кот, снизу мышь. Но артисты взбунтовались: мышь в цирке — плохая примета. Пришлось заменить грызуна черепахой — в конце концов, именно на ней, по легенде, стоит наш мир.

У бронзовых цирковых артистов, кстати, нет прототипов. Вся композиция — исключительно вольная фантазия автора:

— Многие почему–то думают, что скульптура — это иллюстрация реальных цирковых номеров. Но такой задачи не было, я же не эксперт, чтобы выбрать лучшие трюки. Хотелось просто передать атмосферу, обыграть популярные цирковые сюжеты. До сих пор, когда проезжаю возле здания с куполом, всегда смотрю на реакцию прохожих. Люди фотографируются, трут на счастье носы скульптурам — и это замечательно! Любое произведение искусства должно быть открыто к зрителю, вступать с ним в контакт. Только тогда оно «приживется», станет народным.


В творческой среде Сергей Бондаренко известен в первую очередь как мастер с уникальной специализацией — много лет иппологический жанр остается у скульптора самым любимым:

— Сколько себя помню, всегда любил лошадей. Невероятно красивые, грациозные, благородные животные, в них чувствуется мощь, порода. Летом приезжал к бабушке в деревню в Пуховичском районе и первым делом бежал в конюшни к своим любимцам. Позже начал профессионально лепить «спортсменов», даже изучил анатомию лошади, чтобы правильно изображать все мышцы. Обычно, чтобы вылепить скульптуру, долго наблюдаю за животным, отмечаю какие–то характерные особенности, делаю фотографии или работаю прямо с натуры. До сих пор, кстати, помню все клички лошадок, с которыми работал.

В «моделях» у Бондаренко, кстати, числится известная кобыла Ратина — несколько лет подряд она входила в число лучших мировых спортивных лошадей. Есть в мастерской и скульптура известной наездницы Инессы Потураевой на коне.

Скульптор признается, что сегодня у него заказов, увы, становится все меньше:

— Сказывается кризис. Раньше было много заграничных выставок на чемпионатах мира, конных ярмарках. Сейчас в основном заказывают скульптуры на подарки — в деловые и официальные поездки, например.

По соседству с героями наших дней в мастерской мирно соседствуют герои лет минувших. Еще одна знаковая работа Сергея Афанасьевича, памятник витебскому князю Ольгерду, хранится на полках аж в трех экземплярах! В виде уменьшенных копий, конечно:

— Это мой первый конный памятник. Создан за рекордные 8 месяцев — для скульптуры такого масштаба очень сжатые сроки. Достоверного изображения князя не сохранилось, его лицо — это мое представление об Ольгерде, созданное на основе моего жизненного и художественного опыта. А сокола в его руке я трактую как посыл из прошлого нам, его потомкам.

Сейчас мастеру помогает сын Матвей, чье имя наверняка знакомо всем минским музыкальным тусовщикам. В свое время Бондаренко–младший играл в популярной группе No Comment Band, а в 2014 году прошел со своим новым проектом в финал нацотбора «Евровидения». Сейчас музыкант переквалифицировался в литейщика — именно Матвей отливал некоторые детали скульптурной композиции «Беларусь гостеприимная», не так давно установленной у Дворца Независимости.

КСТАТИ

Совсем скоро галерея исторических персонажей Сергея Бондаренко пополнится новым, достойным восхищения, объектом. Скульптор выиграл конкурс на установку в Новогрудке памятника князю Миндовгу. Правда, когда именно основатель первой династии литовских князей появится на Гродненщине, пока неизвестно. Сроки установки памятника смещались уже несколько раз.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 64 (24946). Четверг, 7 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter