Минск + Береза = Москва

Основания  для  экспортной  версии  троллейбусов  «Белкоммунмаша»  делают  в  Брестской  области. От пробного варианта до серийного выпуска — в считаные недели — пройдена целая технологическая революция...

Основания  для  экспортной  версии  троллейбусов  «Белкоммунмаша»  делают  в  Брестской  области 

Говорят, собрать современный троллейбус в полтора раза сложнее и дороже, чем автобус. «Рогатая» машина требует много умной электроники, повышенной гарантии от токоутечки и едва ли не ювелирной точности сборки. В последнем убедился лично, побывав на березовском предприятии «Теплоприбор». Признаюсь, под впечатлением нахожусь до сих пор: изготовить за смену 11-метровую стальную конструкцию весом в несколько тонн, в которой отклонение даже на миллиметр считается браком, — согласитесь, это заслуживает уважения. Если при этом сказать, что местное производство до июля прошлого года вообще не соприкасалось с коммунальным транспортом, становится просто любопытно. 

Ответ на главный вопрос звучит просто: новая метла метет по-новому. Все началось в марте 2006 года, когда на «Теплоприбор» пришел новый директор… Осмотрев доставшиеся в наследство мощности, решил:  вентиляторы, электрокотлы и электрорадиаторы далеко не предел для такого крупного предприятия. Меньше чем за год номенклатура выпускаемой продукции обновилась на треть. Настоящее предложение появилось в июле прошлого года: «Белкоммунмаш» обратился в регионы с перспективным предложением об изготовлении для столичного производства запасных частей и комплектующих. В Березе подумали: почему бы и нет… 

— Не стал дожидаться, пока нам позвонят из облисполкома. Сел в машину – и через три часа переступал порог кабинета главного конструктора «Белкоммунмаша». Так и так, готовы предложить свои услуги: за мелочовку браться не будем – рассмотрим только серьезные варианты. Что ж, предложили: основания для низкопольных троллейбусов 321-й модели. Одиннадцать метров длины, тонна веса и десятки страниц технической документации. В Березу я увозил головную боль: как за месяц на предприятии, где до сих пор делали только котлы и вентиляторы, собрать раму, состоящую более чем из 300 комплектующих, — вспоминает Владимир Гоган, директор ОАО «Теплоприбор». – Рабочие и инженеры поначалу отнеслись к проекту с недоверием и даже опаской. Но за дело взялись… В итоге первую раму мы собрали за 28 дней. Уже в конце августа к нам приехали минские технологи, сделали необходимые замеры – и дали добро. Когда на 530-летие Березы по городу провезли собранный стальной каркас троллейбуса, все поняли, что это не шутка. Факт! В райцентре, в 100 километрах от Бреста, теперь делают «скелеты» минских троллейбусов.                       

От пробного варианта до серийного выпуска — в считаные недели — пройдена целая технологическая революция. Обычные сварочные аппараты уже во время изготовления первого номера показали: сварной шов нужного качества они не делают. Для точного машиностроения работа слишком грубая. Теперь цеха оборудованы 17 новыми сварочными полуавтоматами. Вторая проблема – стальные профильные трубы, которые нужно резать под разными углами. И резать быстро. На послевоенном оборудовании, понятное дело, далеко не уедешь: и скорости не те, и качество… Четыре французских ленточнопильных станка решили вопрос. Последний нюанс удалось устранить неделю назад, когда из Италии прибыли промышленные вальцы – современный станок, позволяющий программно регулировать угол и радиус закругления отдельных элементов крыши. 

— Все обновки обошлись предприятию более чем в миллиард рублей. Зато теперь мы можем за одну рабочую смену полностью сделать две рамы-основания, пару боковых каркасов и крышу – считайте, целый троллейбус. Сравните: в сентябре прошлого года мы выпустили 5 единиц продукции, в декабре – уже 40. Всего же за время сотрудничества с «Белкоммунмашем» отправили в Минск более 200 комплектов, — говорит Владимир Гоган. – Готовы делать гораздо больше. Все зависит от спроса на рынке и потребностей заказчика.  

------------------------------

Прямая речь

Александр ПАСТУХОВИЧ, начальник отдела межзаводской кооперации УП «Белкоммунмаш»: 

— Все детали и комплектующие мы стараемся производить на альтернативной основе. Если говорить конкретно об элементах каркаса, составляющих «скелет машины», их в разное время заказывали в Гомеле, Смолевичах, Дзержинске, Сморгони и т.д. Этот список значительно сократился, когда мы познакомились с березовским предприятием «Теплоприбор». Сегодня это один из основных подрядчиков, который поставляет в Минск около 80 процентов всех элементов каркаса (крыша, рама и боковины). Эти детали затем становятся основой низкопольного троллейбуса модели 32102, а также троллейбуса нового поколения 321, который может работать на переменном токе. Кстати, пробная партия из 20 подобных машин сейчас готовится к отправке в Москву. Если говорить об экспериментальной 420-й модели, которую недавно представили широкой общественности, с ней пока еще не все ясно. Каркасы для опытной партии мы изготовим сами. Когда же технологический процесс и конструкторская документация будут доведены до совершенства, проведем тендер и выберем подрядчика. В конечном счете все будет зависеть от серийности и востребованности этой модели на рынке. Что касается других моделей, не исключено, что вскоре мы будем заказывать в Березе не просто отдельные элементы, а уже сваренный покрашенный каркас с наружной обшивкой. Вариантов для продолжения сотрудничества много.

-------------------------------

На снимке: сделать современный троллейбус в полтора раза сложнее и дороже, чем автобус. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter