«Минск-1»: так провожают самолеты

Из аэропорта "Минск-1" вылетел последний самолет

Сегодня со взлетно–посадочной полосы первого столичного аэропорта «Минск–1» должен улететь крайний, как говорят пилоты, самолет. История легендарной для белорусской авиации и пассажиров некогда главной воздушной гавани страны отсчитывает свои последние дни: скоро здесь на 360 гектарах появится новый многофункциональный комплекс с жилыми застройками, школами и детскими садами. Так уж случилось, что в стесненных городских условиях аэропорт со временем просто перестал отвечать современным требованиям. Корреспонденты «СБ» отправились посмотреть, как «Минск–1» попрощался с воздушными судами.



...По ровной двухкилометровой дороге, которая и сейчас пока еще служит взлетно–посадочной полосой для самолетов, прибывающих сюда на авиаремонтный завод, мы едем с ветерком. Ни людей, ни обслуживающего транспорта, ни самих самолетов — здесь уже давно все говорит о закате эпохи «Минск–1». Издалека видны обновленные Ту–134 — прилетели на ремонт из России. Это последние гости. Постепенно здесь уже готовят территорию к будущей большой стройке: снесли часть административных зданий, один из четырех строительно–ремонтных корпусов. Из цеха покраски аккуратно выносят оборудование — оно отправляется в новые цехи на территории Национального аэропорта.

— А это, кстати, единственный на постсоветском пространстве завод, где ремонтируют Ту–134 и Як–40, — замечает начальник летно–испытательного подразделения Минского завода гражданской авиации № 407 Степан Яцкевич. — Раньше с этой полосы нам было невозможно вылететь — все расписано под рейсы, приходилось ждать, отправляться на испытательные полеты ночами. В общей сложности к нам приходило до 20 — 25 самолетов в месяц, которые надо было отремонтировать и «отлетать» — провести испытательные полеты.



Степан Еремеевич здесь более 40 лет. Сначала работал бортинженером, начинал с Ил–14, Ту–124, Ту–134, Як–40, Як–42... Набравшись опыта, дослужился до ответственной должности. Обновленный Ту–134 готовится к отправке в Новосибирск под его руководством. Испытательный полет после ремонта — очень ответственный. Тут важна слаженная работа всего персонала, нужно от и до оценить самолет еще на земле. Устойчивость, управляемость во время полета, работу всех систем проверяет экипаж летчиков–испытателей. И только потом принимается решение: готов к испытаниям в воздухе.

...Ту–134 тихонько рулит по полосе, разворачивается, набирает разгон, отрывается от земли — и не спеша уходит в небо. С ностальгией и грустью вслед ему смотрят персонал завода и сотрудники «Минск–1». Перевернута заключительная страница большой, 85–летней, истории...

Обратный отсчет

Закрыть «Минск–1» намеревались уже достаточно давно: еще в генплане Минска 1965 года намечался его вынос за город. Но тогда, вспоминают старожилы, это был самый пик расцвета аэропорта, когда на единственной взлетно–посадочной полосе ни на минуту не прекращалось движение самолетов: графики взлетов и вылетов были плотно расписаны. Когда «Минск–1» работал на полную мощь, ежедневно здесь совершалось более 120 рейсов!

фото ВиталиЯ ПивоварЧика.

— Тут все гудело и днем и ночью, — вспоминает бывший руководитель первого аэропорта «Минск–1», а ныне начальник аэродромного комплекса «Минск–1» Вячеслав Хоронеко (на снимке). — Из центра столицы можно было улететь в Москву, Санкт–Петербург, Калининград, Хельсинки, Украину, Прибалтику... А потом... Постепенно самолеты начали меняться, всю основную нагрузку на себя стал принимать Национальный аэропорт. У нас же тут по–прежнему садились Ту–134, Як–40, Ан–24, внутриреспубликанские и чартерные рейсы.

Сказались и 1990–е, когда число пассажиров сократилось в 35 раз. Содержать столько людей и площадей при совсем небольшой загрузке становилось все сложнее. Позже стали работать в основном с иностранными делегациями, встречали ВИП–персон, спортсменов — центр столицы все–таки. На полке пылится книга почетных гостей: Максим Галкин, члены правительства России, Стас Михайлов, Валерий Леонтьев...

— Рейсов уже становилось мало, а потому каждый был особенный, — с грустью вспоминает Вячеслав Хоронеко. — Жаль, поздно книгу завели, она была бы сейчас уже вся заполнена.

Ощутил вкус былой славы «Минск–1» во время чемпионата мира по хоккею. Аэродромную площадку, рассчитанную на 13 посадочных мест, пришлось дополнительно увеличить вдвое. В прошлом году отсюда улетело последнее коммерческое судно. Фактически аэропорт уже не работает несколько лет, остался лишь авиаремонтный завод, к которому изредка садится какой–нибудь редкий авиатранспорт на обслуживание. Но для обслуживания всего комплекса аэродрома все равно приходится содержать целый штат сотрудников. Конечно, невыгодно. Как только улетит крайний самолет с авиаремонтного завода, первые воздушные ворота столицы можно считать навсегда закрытыми.

ФАКТЫ «СБ»

Еще в 1920–е годы прошлого столетия в Минске строился небольшой аэродром для сельхозавиации. Первый же пассажирский самолет К–2 оторвался от тогда еще грунтовой взлетно–посадочной полосы нового аэропорта 7 ноября 1933 года — в праздничный день на это событие собрались посмотреть тысячи минчан. И только в 1951 году была построена полоса с твердым покрытием — теперь аэропорт мог принимать более тяжелые самолеты. В середине 1950–х «Минск–1» приобрел международный статус. Нынешнее здание аэровокзала было построено в 1958 году. Это единственный объект, который сохранится на территории и не будет снесен.

savitskaya@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...