Министр образования Александр Радьков: «Мы должны создать единую систему стандартизации образования»

Подводя итоги работы системы образования Беларуси за 2005 год, министр отметил, что год был напряженный, но результативный

Подводя итоги работы системы образования Беларуси за 2005 год, министр отметил, что год был напряженный, но результативный

«Важнейшие параметры социально-экономического развития, в частности, по росту заработной платы, строительству и энергосбережению, — пояснил он, — были выполнены».

Главные усилия в отчетный период, по словам докладчика, были направлены на решение поставленных главой государства задач по обеспечению доступности и высокого качества образования на всех его уровнях, формированию действенной системы идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью, созданию необходимых финансовых, правовых условий для обеспечения функционирования и развития системы образования.

Если говорить о системе дошкольного образования, ее популярность растет. В этом году учреждения этого типа посещает 81% детей (самый высокий показатель в СНГ!). За последние пять лет он увеличился на 10%, что свидетельствует о доверии родителей. На почти 600 единиц выросло число дошкольных учреждений нового типа – детских садов-школ, центров развития ребенка и т.д. Сегодня это более 20% от общего количества учреждений дошкольного образования. Но есть здесь и недоработки. Несмотря на проводимую работу по удешевлению детского питания, сохраняется несоответствие денежных норм натуральным.

Одним из важнейших направлений деятельности в сфере дошкольного обучения в отчетном году стало повышение качества воспитания и обучения. Только на Гродненщине более 85 таких учреждений работает в инновационном режиме. Активизировалась работа педколлективов по патриотическому воспитанию детей, приобщению их к историческому прошлому страны. Вместе с тем, по словам министра, требует решения вопрос обеспечения дошкольных учреждений «умными игрушками», физкультурным инвентарем и оборудованием, наглядно-дидактическими и техническими средствами. Не удалось решить вопрос повышения статуса работников этих учреждений, что в свою очередь сдерживает рост профессионального уровня педагогических кадров. Тревогу вызывает и низкий процент охвата детей дошкольными учреждениями в сельской местности (в минувшем году этот показатель вырос всего на 1% и достиг 50,5%).

Последовательно осуществляется школьная реформа. В текущем учебном году по программе 12-летней общеобразовательной средней школы обучается около 800 тысяч учащихся 1—8-х классов (66% общего контингента школьников), во 2-х и 5-х классах введен Типовой учебный план, разработанный с учетом пятидневной учебной недели. Продолжается апробация новых учебных планов и программ, учебных пособий для старшей ступени реформируемой школы.

«Проблемы, конечно, есть, — признается Александр Михайлович, — но особую озабоченность вызывает запаздывание в решении организационных вопросов. В частности, необходимо уже сейчас в каждом районе иметь детальный план по профильному обучению, четкое видение вводимых профилей».

В целях проверки качества общего среднего образования третий год по ряду предметов проводится монито-ринг уровня знаний 4, 9 и 11-х классов по математике, белорусскому и русскому языкам. «Его итоги, — комментирует Александр Михайлович, — свидетельствуют о высоком уровне общеобразовательной подготовки школьников. Мы не теряем качество обучения при переходе на новое содержание образования». Эти выводы подтверждают высокие награды, полученные нашими учащимися на международных олимпиадах. Только в прошлом году из 23 человек, принявших в них участие, 19 отмечены медалями.

Впервые во всех регионах в полном объеме выполнен норматив по обеспеченности школ компьютерной техникой. Но еще остро стоят вопросы ее эффективного использования и программного обеспечения. По словам А. Радькова, в минувшем году загруженность компьютерной техники в среднем по стране составила лишь 26 часов в неделю. Только 38% общеобразовательных учреждений имели программное обеспечение для поддержки преподавания предметов с использованием компьютерных технологий.

«Мы не только нашли силы и средства по-новому взглянуть на проблему обучения детей с особенностями психофизического развития, — заявил министр, — но и обеспечить последовательную реализацию планов по трансформации специального образования в открытую образовательную систему». В общеобразовательных учреждениях по месту жительства сейчас обучается 53% таких ребят. Реализуется новое направление в работе учреждений специального образования – психолого-педагогическое сопровождение выпускников в первые годы их самостоятельной жизни.

Активно встраивается в новые экономические условия система профтехобразования. Прием в эти учебные заведения по договорам о подготовке рабочих и заявкам в 2005 году составил около 80% от общего количества. Число трудоустроенных выпускников увеличилось почти на 10%. Сделан трудный, но очень важный шаг по формированию комплексного подхода к развитию системы среднего специального образования. В апреле 2006 года в правительство будет внесена на рассмотрение программа развития этой сферы образования до 2010 года. В ней будут определены стратегические направления совершенствования ССО и пути его интеграции с высшим образованием. Кстати, в республике изучена потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием на период до 2015 года (готовится до 2020 года). Разработан план мероприятий на 2006—2008 годы по приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства. Вместе с тем министр выступил с критикой по целевому приему, который не был реализован в полном объеме. Например, Барановичский госуниверситет выполнил этот план лишь на 28%.

Минувший год, по словам Александра Михайловича, стал годом принятия концептуальных решений по развитию высшей школы. На совещании с участием главы государства были определены основные подходы к введению двухступенчатой структуры высшего образования. С 1 сентября 2005 года открыта магистратура, ориентированная на подготовку к обучению в аспирантуре. Утверждена программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием. Завершена работа по созданию долговременных правил приема в вузы, которые сейчас находятся на рассмотрении у главы государства. Впереди – большая и ответственная работа по созданию образовательных стандартов по всем специальностям 1-й и 2-й ступеней высшего образования. «Мы должны, — убежден министр, — создать единую систему стандартизации образовательной системы: от детского сада до системы переподготовки специалистов».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter