Министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ: “Каждый бюджетный рубль должен приносить максимальную отдачу”

Экономика Беларуси и стратегия ее развития интересуют сегодня не только политиков и экспертов, но и каждого белоруса.

Экономика Беларуси и стратегия ее развития интересуют сегодня не только политиков и экспертов, но и каждого белоруса. В следующем году страна должна выйти на траекторию выполнения показателей всей пятилетки в целом. Планы намечены амбициозные, но для их выполнения необходимо, чтобы очень четко и без сбоев работала финансовая система страны. Прошлый год запомнился нам серьезными потрясениями на валютном и финансовом рынках. Резкое падение курса национальной валюты, очереди у обменников, непрерывно растущие цены, ажиотажи в магазинах, уменьшение золотовалютных резервов – все это мы пережили. Правительству и Нацбанку в сжатые сроки удалось стабилизировать ситуацию. Сегодня надо думать о том, как будем жить в следующем году, на чем и сколько сможем заработать денег и как будем их тратить? Ведь главный урок прошлогоднего кризиса заключается в том, что денег нельзя расходовать больше, чем заработано. Исходя из этой простой формулы и сверстан проект бюджета на 2013 год, который вчера во втором чтении приняли депутаты Палаты представителей Национального собрания. Каким получился главный финансовый документ страны? Как будут расти зарплаты и пенсии? Кто может рассчитывать на льготные кредиты? На эти и другие вопросы ответил министр финансов Беларуси Андрей ХАРКОВЕЦ во время онлайн- конференции, организованной «Народной газетой».

О доходах и расходах

— В связи с тем что в банковской системе возник дефицит ликвидности, увеличится ли ресурсная поддержка госбанков со стороны бюджета?
Андрей, Минск

— Для реализации государственных программ в текущем году банкам будет предоставлено семь триллионов рублей. Мы находимся в графике выделения этих средств. Кроме того, у банков есть свои инструменты достижения сбалансированности, и правительство не намерено покрывать разрыв ликвидности дополнительными бюджетными вливаниями.

— Может быть, запланирована рекапитализация госбанков?

— На сегодняшний день мы не ставим вопрос и о рекапитализации. В рамках уточнения бюджета мы не закладываем ресурсов на эти цели. Тем более что дополнительная капитализация по итогам прошлого года была достаточной для их эффективного функционирования в течение 2012 года.

— В следующем году правительство планирует уйти от доведения валовых показателей до предприятий и сделать акцент на качественной составляющей производства. Не повлияет ли это на поступление доходов в бюджет?
Н. ТИМОШЕВИЧ, Жодино

— Переход от валовых ориентиров к качественным показателям оценки эффективности работы предприятий — это один из элементов структурных реформ в экономике. Чем прибыльнее работает предприятие, чем оно успешнее на внешних рынках, тем лучше позиции бюджета. Ведь можно выпустить рекордное количество товаров и положить их на склад. Это омертвляет капитал и не приносит эффекта для госбюджета. И наоборот, чем ниже затраты и больше выручка от реализованной продукции, тем больше у предприятия возможностей увеличить зарплату своим работникам, тем больше доходов поступает в бюджет, тем больше средств оно сможет направить на техническое перевооружение и модернизацию. Все это гарантированно приводит к росту налоговых платежей. К слову, на будущий год в проекте бюджета заложен более чем 30-процентный рост налога на прибыль в реальном выражении. Поступления от уплаты НДС и подоходных налогов увеличатся на 10 процентов. Это как раз те налоги, которые говорят о том, что мы рассчитываем именно на качественный рост экономики.

— Каким будет курс доллара к концу нынешнего года? Ваш прогноз?
Лариса ЗАМЕТАЛИНА, Витебск

— Я вам не отвечу на этот вопрос, потому что тем самым дам повод считать, что этот показатель устанавливается административно. А вы знаете, что курсообразование у нас сегодня находится в свободном плавании. Мы можем лишь прогнозировать ситуацию. Все будет зависеть от того, каким будет спрос на валюту и каково ее предложение. В расчетах бюджета-2013 мы заложили среднюю величину в 8950 рублей за доллар. То есть она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

— В этом году нам обещают повышение средней зарплаты до 500 долларов в эквиваленте, в следующем — до 600. Однако цены все равно растут быстрее доходов. Не получится ли так, что всю эту прибавку “съест” инфляция?
Владимир КОЛОДЕЙ, Слоним

— Важно не само по себе повышение зарплаты, а источники этого роста.
Сделать это можно только за счет увеличения экспортных продаж, причем предприятия должны находить возможности увеличения цен на свою продукцию, то есть учиться торговать, и одновременно снижать затраты на производстве. Только в таком случае появляются финансовые возможности для увеличения доходов. Но опять-таки зарплата не должна доминировать в списке предстоящих трат для предприятия. Если оно думает о завтрашнем дне, если руководство грамотно подходит к управлению ресурсами, то заработанные деньги должны быть сфокусированы на развитие производства, его техническое перевооружение и обновление, внедрение новых технологий, подготовку кадров и так далее.

Вторая позиция — это оборотные средства предприятия. Нельзя обеспечивать финансовую устойчивость без снижения кредитной зависимости. И ни в коем случае не следует, как это бывало ранее, решать вопросы зарплаты неким административным нажимом, за счет накачки новыми кредитами или путем проедания оборотных средств. Если эти позиции выполняются, тогда рост зарплаты будет объективен.

— Когда говорят о том, что темпы роста зарплаты не должны опережать рост производительности труда, не совсем понятно, на что рассчитывать работникам бюджетных организаций? Как измерить производительность труда врачей или учителей?

— В данном случае главным ориентиром являются возможности госбюджета. Чем динамичнее он наполняется, тем больше возможностей для выполнения социальных обязательств по развитию регионов и страны в целом. Если ресурсы позволяют повышать зарплату не в ущерб деятельности бюджетных организаций, качеству услуг бюджетной сферы для населения, то такой рост, конечно, не вызывает сомнений, поскольку он фактически не генерирует новых денег в экономике. Мы собрали налоги, перераспределили их в пользу зарплаты, это нормально. Еще одна позиция, на которую мы ориентируемся, это соотношение зарплаты бюджетников и зарплаты в реальном секторе экономики. В следующем году оно составит не менее 80 процентов при том, что зарплата бюджетников в реальном исчислении, то есть без учета инфляции, вырастет на семь процентов.

Конечно, в абсолютном выражении это не та сумма, которую мы хотели бы видеть. На обывательском уровне зарплаты белорусов часто сравнивают с зарплатами соседей в Польше Литве и так далее. Но тогда давайте сравнивать и расходы домохозяйств. Нельзя забывать, что наше государство при невысокой зарплате гарантирует базовый социальный пакет в том объеме, которого нет в других странах. Сегодня белорусы оплачивают всего лишь пятую часть реальной стоимости услуг ЖКХ, примерно 70 процентов стоимости транспортных услуг, в стране сохраняется бесплатная медицина, образование. Сейчас в правительстве разрабатываются критерии дифференцированной оплаты услуг ЖКХ. Но в любом случае суммы в жировках и в следующем году будут значительно меньше реальной стоимости этих услуг.

Оптимальный расчет

— Как бы вы назвали новый бюджет — бюджет развития, роста, стабилизации.
Игорь БАЛАШОВ, Лида

— Прежде всего это бюджет сбалансированной ответственной макроэкономической политики. Если смотреть на качество бюджетных расходов, то они максимально выверены и просчитаны в соответствии с другими показателями прогноза. Зарплата в реальном выражении вырастет, соответственно ежеквартально будет вестись перерасчет пенсий.

Свыше 10 триллионов рублей закладываются и для поддержки реального сектора экономики. В том числе более 9 триллионов рублей пойдет на удешевление процентных ставок по банковским кредитам для предприятий. Доступ к ним получат те предприятия, которые имеют окупаемые проекты и реализуют планы комплексной модернизации. Совместно с Минэкономики мы занимаемся подготовкой критериев для отбора таких проектов. В первую очередь они должны отвечать таким качественным характеристикам, как увеличение добавленной стоимости на одного работающего, прибыль, достойная зарплата.

— Какие новшества ожидаются в системе финансирования бюджетных организаций в следующем году? Правда ли, что правительство собирается реализовать некие эксперименты в сфере здравоохранения и образования по сокращению госрасходов. По этому поводу уже высказано немало опасений...
Ирина Николаевна, Могилев

— Все новое всегда воспринимается с опасением. Но мы должны понимать, что  в расчете на одного жителя по многим позициям наша бюджетная система чрезмерна по сравнению с экономиками других стран. Далеко не бедными экономиками, замечу. У нас, к примеру, меньше средняя нагрузка на одного учителя, врача, немало излишеств в отраслях бюджетной сферы. Поэтому необходимость  совершенствования финансирования бюджетной сферы очевидна. Каждый бюджетный рубль должен использоваться максимально эффективно и давать адекватную отдачу. Например, финансируя медицину, следует думать не просто о содержании сети учреждений, а добиваться снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни, сокращения очередей в поликлиниках, времени нахождения больного в стационаре и так далее. Все это показатели  качества услуг здравоохранения.

Планируя пилотные проекты по оптимизации расходов в некоторых регионах, которые, кстати, выбраны по инициативе Минздрава и местных властей, мы попытаемся сделать так, чтобы руководители бюджетных организаций получили большую самостоятельность в расходовании средств, потому что они как никто другой понимают, на что эффективнее потратить деньги. Это не скажется на привычном для человека уровне обслуживания. Более того, если эффект окажется недостаточен, а социальные издержи значительны, то мы, безусловно, не будем популяризировать подобные инициативы.

— Представители бизнеса давно жалуются на усложненную и громоздкую налоговую систему. Когда мы наконец решим эту проблему?
Олег, Минская область

— Не могу согласиться с тем, что у нас так уж все запущено. Даже Всемирный банк и МВФ уже говорят о позитивных изменениях в налогообложении как о свершившемся факте. В Беларуси установлен стандартный перечень налогов, который применяется и в странах Европы, и у наших партнеров по ЕЭП. Отменены налоги с оборота, налоги с продаж, то есть те платежи, которые всегда были особенностью нашей налоговой системы. С 2013 года отменяются отчисления с себестоимости в инновационные фонды. С 24 до 18 процентов снижена ставка налога на прибыль. Решение по инновационным фондам сопоставимо со снижением на два процента налога на прибыль, то есть фактически можно говорить уже не о 18, а о 16 процентах. По этому показателю мы сегодня самые конкурентные среди стран бывшего СССР.

Периодичность уплаты налогов и подача налоговых деклараций приведены к мировым стандартам. За последние пять лет налоговая нагрузка снижена на 8,3 процентного пункта. В 2008 году мы были на уровне 36,1 процента к ВВП,  по итогам 2012 года ожидаем 27,8 процента.

В результате в рейтинге Всемирного банка мы сегодня занимаем 156-е место, поднявшись за прошлый год сразу на 27 пунктов. По итогам следующего мониторинга мы прогнозируем подъем на 120—125-е место, что сопоставимо с такими странами, как Италия — 134-е место, Польша — 128-е, Словакия — 130-е, Россия — 105-е. К 2015 году планируется выйти на 70-ю позицию.

Есть еще один вопрос, решение которого позволило бы нам кардинально улучшить свой рейтинг. Речь идет об уменьшении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда за счет частичного перераспределения отчислений на пенсионное социальное страхование с нанимателя на работника. Над этим будем работать.

Работа над ошибками

— Андрей Михайлович, прошлый год запомнился нам серьезными потрясениями в экономике, на валютном и финансовом рынках страны. Падение курса национальной валюты, растущие цены, ажиотажи в магазинах, уменьшение золотовалютных резервов — все это мы пережили. Прошло уже девять месяцев 2012 года и, наверное, можно подвести предварительные итоги, сделать определенные выводы. Хотелось бы узнать, насколько устойчиво работает сегодня финансовая система страны? С какими трудностями приходится сталкиваться?
Михаил БРАГИН, Минск

— Начать хотелось бы с оценки проводимой в текущем году бюджетной политики, с того, насколько сбалансированы действия правительства, местных органов власти в рамках общей макроэкономической политики. Могу с уверенностью сказать, что бюджетная политика сегодня сфокусирована на том, чтобы поддержать достигнутую макроэкономическую стабильность. Сохраняются требования жесткой бюджетной дисциплины. За девять месяцев года бюджеты регионов и республиканский бюджет исполнены с профицитом в четыре триллиона рублей. Выделяемые на реализацию госпрограмм ресурсы не выходят за рамки согласованного графика, и по итогам девяти месяцев их сумма составила более шести триллионов рублей. Нет проблем и с выполнением внешних и внутренних долговых обязательств государства.

Безусловно, говорить о том, что все проходит гладко, не приходится. В течение года нам нужно изыскивать ресурсы для дополнительных расходов, реализации тех или иных мероприятий. Это определенный фактор риска для устойчивости финансовой системы, поскольку могут возникнуть ситуации, когда задачи, которые ставит власть, окажутся несоизмеримы с финансовыми возможностями. Однако мы имеем достаточно инструментов и возможностей, чтобы нивелировать подобные риски. В течение года отдельные расходы ограничиваем, актуальность других ставим под сомнение. Не всегда просто идет диалог с регионами. Подчас желание местных властей развиваться более динамично, нежели заложено в планах, не соответствует их финансовым возможностям. Минфину приходится настаивать на том, чтобы бюджет закрывал сначала социальные потребности, расходы, связанные с выплатой зарплаты, содержанием бюджетной сферы, выполнением долговых обязательств. И только потом тратились ресурсы на иные цели, которые, конечно, тоже важны, потому что без развития регионов жизнь будет замирать. Тем не менее убежден, что при грамотном и ответственном администрировании бюджетов всех уровней у нас есть все предпосылки для успешного завершения текущего года.

— То есть можно сказать, что угроза повторения прошлогоднего кризиса миновала?

— Надо понимать, что кризисные явления в экономике и финансовой системе обусловлены, как правило, совокупностью внешних и внутренних факторов. По ряду важнейших составляющих прогноза на будущий год мы находимся в прямой взаимосвязи с внешней конъюнктурой и тенденциями мировой экономики. Отечественная экономика ориентирована на внешние рынки. В 2013 году на экспорт должно уйти 65 процентов всей произведенной промышленной продукции и 20 процентов сельскохозяйственной. Смогут ли наши традиционные рынки  поглотить ее? Еще одно условие качественного роста экономики в следующем году — привлечение иностранных инвестиций. Мы говорим о 4,5 миллиарда долларов США инвестиций, причем желательно, чтобы в их структуре преобладали прямые иностранные инвестиции. Но это наше желание. А готов ли сегодня иностранный инвестор к приходу в страну и вложению своего капитала в развитие производства? Тут тоже есть вопросы.

Еще один существенный фактор сопряжен с внешними займами. Без них сегодня не развивается ни одна экономика мира. Вопрос в том, насколько комфортными для нас будут условия на мировых финансовых рынках.

Почему я об этом говорю. Прогнозы развития мировой экономики, темпы роста крупнейших экономик мира постоянно корректируются. И если ухудшатся внешние позиции, нам придется корректировать и свою макроэкономическую политику. Главное — не повторять ошибок прошлых лет, не пытаться заместить снижение внешнего спроса на нашу продукцию избыточным стимулированием внутреннего потребления. Отсутствие внешних инвестиций в экономику ни в коем случае нельзя замещать эмиссионными кредитами и чрезмерными внешними займами. Наша экономика по мировым стандартам невелика. Образно говоря, ее можно сравнить с небольшой лодкой, плывущей в океане мировой экономики. И если  этот океан штормит, важно сохранить устойчивость своей лодки, не перегружать ее с точки зрения эмиссионного кредитования и внутреннего спроса.

С другой стороны, и подстраиваться под внешние факторы в том объеме, в каком они влияют на нашу экономику, тоже нельзя. Если ухудшаются возможности наших традиционных рынков сбыта, следует искать иные рынки. В мире немало мест, где мы еще не присутствуем или имеем слабое представительство. Тут возникает другой вопрос: а с чем туда идти, с какой продукцией, готовы ли мы дать им то, что они хотели бы получить? Ответ, на мой взгляд, однозначен: надо идти с конкурентными на мировых рынках товарами. Для этого как раз и необходима модернизация экономики, о которой заявило правительство в качестве основного приоритета на будущий год. Причем решать эту задачу необходимо с учетом мирового опыта, обязательно с привлечением частных инвесторов, владеющих современными технологиями и, что главное, имеющих сформированные и гарантированные рынки сбыта. Тогда мы сможем успешно конкурировать и продавать свои товары за рубежом.

— Заявленные темпы роста на 2013 год — 8,5 процента. На фоне других государств, даже богатых нефтью и газом, это очень много. Насколько реальны эти планы и не наступим ли мы на те же грабли, когда ВВП увеличивали в основном за счет стимулирования внутреннего спроса, что оказывало давление на валютный рынок?
Петр КУРИЛЬСКИЙ, Орша

— Во-первых, нельзя вырывать из контекста макроэкономического прогноза отдельные позиции. Такой параметр, как рост ВВП, просчитывался в тесной увязке с другими важнейшими показателями — это и экспорт продукции, и опережение производительности труда над ростом зарплаты, и иностранные инвестиции. Все они работают на рост экономики. И Минфин вместе с Минэкономики будут выступать категорически против того, чтобы невыполнение каких-либо показателей прогноза замещалось иными, “неправильными”, скажем так, источниками роста. Сейчас страна живет в принципиально иных условиях, в рамках жесткой денежно-кредитной политики действует режим свободного курсообразования, прекращена эмиссионная поддержка экономики, золотовалютные резервы стабилизированы на достаточно приемлемом уровне в 8,2 миллиарда долларов, хотя, конечно, это не та сумма, которая позволяет нам почивать на лаврах. Бюджетная политика также настроена на то, чтобы избежать негативных сценариев.

В текущем году эмиссионное кредитование экономики за счет средств правительства составит 1,5 процента к ВВП, то есть семь триллионов рублей, на будущий год мы снижаем эту позицию до одного процента ВВП. Для сравнения, в прошлом году эмиссионное кредитование достигло 4,7 процента к ВВП, а годом ранее — более 8 процентов. Как видим, динамика достаточно позитивная. Если сумеем сохранить те взгляды и подходы, которые реализуются сегодня в рамках макроэкономической политики государства, то это станет весомым фактором для выхода на траекторию стабильного роста.

В долгу не останемся

— А как продвигаются переговоры с Антикризисным фондом ЕврАзЭС по выделению очередного транша стабкредита? Когда Беларусь может рассчитывать на его получение?
Николай Антонович, Ивацевичи

— Не хотелось бы забегать вперед, тем более что в комментариях, предшествующих предыдущему траншу, звучало, что Беларусь не выполнила массу условий. Тем не менее на поверку оказалось, что все не так, как представляли себе некоторые комментаторы. В ближайшее время в Минск прибудут  эксперты Антикризисного фонда, мы начнем с ними работать по этому вопросу. На 5 декабря в Минске запланировано заседание Совета Антикризисного фонда, который должен оценить действия правительства и Нацбанка и принять решение.

Вообще я прагматик в этих вещах и сторонник того, что если нам задают вопросы и кто-то в чем-то сомневается, то мы должны показать реальную ситуацию либо пояснить, какие позиции нуждаются в корректировке. Главная цель нашей совместной программы — обеспечение макроэкономической сбалансированности, и на нее будем ориентироваться. Пока я не вижу никаких оснований для того, чтобы Фонд оценил нашу работу как неуспешную.

— Рассматривается ли вопрос о новой программе сотрудничества с МВФ? Когда ожидается возобновление переговоров и правда ли, что правительство рассчитывает получить в рамках новой программы не менее трех миллиардов долларов?

— В принципе, мы готовы к возобновлению переговоров и ждем ответа от наших партнеров. Я не стал бы сейчас говорить о какой-то конкретной сумме, поскольку она определяется прежде всего продолжительностью самой программы и связана с тем разрывом по финансовому счету, который может возникать по годам по ходу реализации программы. К тому же на 2013 год ставится задача выйти на положительное сальдо торгового баланса в размере 500 миллионов долларов. Это минимизирует наши потребности в заимствованиях. С другой стороны, само наличие программы сотрудничества с МВФ означает, что экономическая политика властей поддерживается международными финансовыми институтами. А это уже позитивный сигнал  для инвесторов извне, опосредованное влияние на наши возможности на внешних рынках. Наконец, это способ проведения более взвешенной макроэкономической политики, позволяющий соизмерять работу правительства с мировыми подходами.

— Недавно было принято решение об увеличении лимита внешнего долга до 16 миллиардов долларов. Исходя из чего рассчитывался этот потолок? Не приведут ли выплаты по внешнему долгу, пик которых приходится на следующий год, к сокращению резервов и новой девальвации?
Марина, Гродно

— Установление некоего лимита вовсе не значит, что мы достигнем этого порога. Эта величина с некоторым запасом, которая позволяет нам заимствовать в пределах допустимых параметров экономической безопасности. И даже если мы достигнем 16 миллиардов долларов США в следующем году, это будет чуть больше 23 процентов ВВП при лимите 25 процентов. Для сравнения, лимит госдолга для стран еврозоны согласно Маастрихтскому договору — 60 процентов ВВП. Лимиты госдолга, которые рекомендованы в рамках Таможенного союза — 50 процентов ВВП. Необходимо смотреть и на иные показатели, связанные с текущими платежами по погашению и обслуживанию долга. Например, соотношение с экспортом. У нас оно составит порядка пяти процентов к экспорту при пороговом значении 10 процентов. То есть и здесь мы находимся в комфортных условиях.

За счет чего может расти внешний долг в следующем году? Во-первых, за счет привлечения 0,9 миллиарда долларов США в рамках программы с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Во-вторых, мы сделаем пробные шаги по размещению ценных бумаг на внешних рынках. Я не думаю, что это будут большие заимствования, поскольку рынки нестабильны и мы пока ориентируемся примерно на 500 миллионов долларов таких заимствований.

Все остальные займы обусловлены реализацией инвестиционных проектов в стране, которые на слуху. Фактически мы говорим о том, что прирост долга — это тот прирост, который направлен не на проедание, а на созидание, создание новых производственных мощностей, ориентированных на экспорт продукции и снижение импортоемкости экономики. То есть это окупаемые валютные заимствования.

Кроме того, новыми заимствованиями мы рефинансируем старые долги. В следующем году платежи по ним составят 3,1 миллиарда долларов. Только за счет кредита АКФ и размещения облигаций на внешних рынках  мы рефинансируем почти половину этой суммы. Оставшаяся часть — стандартные платежи, для нас они привычны, мы и в этом году столько же погашаем за счет собственных ресурсов.

— Значит, открывать кубышку с золотовалютными резервами не придется?

— Вопрос в том, что мы погашаем долги в валюте, а это предполагает отток валютных ресурсов из страны. Соответственно и колебаний ЗВР не избежать. Но ведь мы будем не только брать, но и пополнять эти резервы за счет положительного сальдо внешней торговли, притока иностранных инвестиций. По тем ресурсам и расчетам которые я вижу, уменьшения ЗВР не предполагается.

— Наша страна заимствует на внешних рынках. Планируется ли в ближайшее время размещение валютных облигаций на внутреннем рынке, ведь при нынешних ставках по депозитам наверняка и бизнес, и население приобрели бы такие облигации?
Виталий, Минск

— Да, планируется. Мы предложим ценные бумаги правительства на внутреннем рынке для юридических лиц, а до конца текущего года рассчитываем выпустить облигации для населения. 

— А каким может быть первоначальный объем эмиссии?

— Сложно говорить, поскольку рынок очень неоднороден и мы давно не были на нем. Поэтому сначала необходимо завершить переговоры с потенциальными инвесторами, юрлицами. Если увидим, что данный инструмент для нас эффективен, то, безусловно, продолжим эту работу в будущем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter