Министр без паспорта

Когда я узнала, что в Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках работает сторожем бывший высокопоставленный чиновник правительства Демократической Республики Афганистан, тут же напросилась к Хедаятуллу Каргару и его супруге Валентине Ивановне в гости.
Когда я узнала, что в Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках работает сторожем бывший высокопоставленный чиновник правительства Демократической Республики Афганистан, тут же напросилась к Хедаятуллу Каргару

и его супруге Валентине Ивановне в гости.

Каргары встретили меня радушно и долго сокрушались по поводу того, что нечем угостить дорогого гостя. Всевозможные сладости, грудившиеся в настоящей афганской вазе (пожалуй, единственное, кроме фотоснимков, что осталось от той, прежней, жизни), почему-то были не в счет. "Если бы вы хоть за день предупредили, что приедете, мы бы настоящий восточный плов приготовили или манты", - говорят хозяева и тут же берут с меня слово, что, когда в следующий раз соберусь в их края, непременно дам знать заранее.

Манты и плов белорусскую девушку Валю научила готовить ее афганская свекровь, с которой они душа в душу прожили под одной крышей 8 лет. "Я вообще-то очень боялась ехать в Афганистан, - признается Валентина Ивановна. - И для себя твердо решила: если родные мужа примут меня холодно, ни дня там не останусь".

С будущим супругом - жгучим брюнетом-красавцем Хедаятуллом - Валентина познакомилась на студенческой вечеринке по случаю 7 ноября: в то время они оба учились в горецкой сельхозакадемии. "Ухаживал он красиво: не скупился на комплименты, дарил цветы, водил в кино, - с улыбкой вспоминает Валентина Ивановна. - А я учила его русскому языку. Хотя к тому времени по-русски он изъяснялся уже довольно сносно - до поступления в академию окончил подготовительные курсы в Харьковском университете. По признанию Хедаятулла, он тоже сразу выделил светловолосую очаровательную Валю из стайки подруг. А полюбил ее не только за внешность, но и за присущие ей доброту, скромность, порядочность. Вскоре Хедаятулл сделал девушке предложение. Правда, свадьбу пришлось отложить на... четыре года! На протяжении всего этого времени настойчивый жених забрасывал письмами афганское посольство в надежде получить разрешение на брак. Посольство регулярно отвечало отказом. Но вот уже почти 30 лет, как Каргары - муж и жена и уверяют, что счастливы. Хотя испытаний на их долю выпало немало.

Категорически против этого брака были Валины родители. Мама девушки никак не могла смириться с тем, что какой-то чужестранец навсегда увезет за тридевять земель ее единственную дочь. Смилостивились родители только после того, как будущий зять клятвенно заверил их, что они с Валей обязательно вернутся в Союз.

По словам Каргаров, пышной свадьбы у них не было. "Мы попали, что называется, с корабля на бал, - рассказывает Валентина Ивановна. - Приехали к его родителям, а там в саду (они жили в частном доме) уже огромный праздничный стол накрыт. Свекровь объяснила мне, что у них так принято, свадьбу нужно отпраздновать, иначе люди обидятся. Вот и пришлось нам замученным - только с самолета - вместо отдыха принимать поздравления почти двух сотен гостей!"

Поначалу жизнь в Афганистане Валентине очень нравилась: "Семья у мужа была современная, никто из женщин чадру не носил, да и дом всегда был полон гостей. Хедаятулл занимал солидный пост - был заместителем министра ирригации и водных ресурсов Афганистана, так у нас и журналисты бывали, и министры, и послы. Я в Кабуле педагогом работала, дружила и с русскими, и с казахами, и с афганцами".

Когда Каргары получили свою собственную 4-комнатную квартиру (к тому времени у них подрастали двое детишек - сын Руслан и дочка Виктория) - радости не было предела. Кстати, как истинная патриотка Валентина Каргар дважды летала рожать к себе на родину, потому что очень хотела, чтобы ее дети были гражданами Советского Союза. И все бы хорошо, если бы не началась война.

"Оставаться в Афганистане было слишком опасно, - рассказывает Хедаятулл. - Вечером по Кабулу было страшно пройти, могли убить в любую минуту. К тому же на русских смотрели косо, в школе стали обижать детей. Потому я поспешил отправить семью в Беларусь".

Здесь Каргарам пришлось начинать с нуля. Какое-то время Валя с детьми жила у родственников, потом, пока Хедаятулл оставался в Афганистане, три года ютилась в комнатушке в общежитии. И только через несколько лет Каргарам удалось купить себе квартиру в Горках. Глава семьи, примчавшись за любимой в Беларусь, поначалу устроился работать инженером в местную ПМК, но попал под сокращение и несколько лет был безработным. Сегодня он - сторож в горецкой сельхозакадемии, его супруга работает там же лаборантом. Дети уже подросли, Руслан - сотрудник частной фирмы, Вика учится и работает в Америке, где, кстати, живет большая часть родственников Хедаятулла.

В разговоре глава семейства признался, что если о чем и жалеет, так это о том, что вот уже 13 лет не может съездить на родину, побывать на могиле матери. Выехать из Беларуси Хедаятулл не может, потому что он - человек без паспорта. Афганский у него забрали, выдали вид на жительство. "Сколько ни обращался в ОВИР, белорусское гражданство мне не дают, - сокрушается Хедаятулл. - А после того, как послал прошение в Администрацию Президента, мол, не хочу умирать без гражданства, в ОВИРе обиделись и взамен вида на жительство выдали справку, в которой черным по белому значится, что мне разрешено постоянное проживание в Беларуси ровно на год. Говорят: "Мы ошиблись, когда выдавали вам вид на жительство". Получается, я 13 лет по ошибке в Беларуси прожил?" Правда, Каргар не отчаивается, говорит, что попробует восстановить афганский паспорт. Кстати, прожив столько лет в Беларуси, Хедаятулл по достоинству оценил нашу национальную кухню и с удовольствием уплетает драники да картошку со шкварками. Сало, признается он, впервые попробовал, еще будучи студентом, и с тех пор не может удержаться от соблазна...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter