Минимализм-примитивизм

Граффити: Как отыскать грань между вандализмом и искусством

Творчество уличных художников: как отыскать грань между банальным вандализмом и искусством?

— Лет пять назад в нашем подъезде творился сущий ад! — рассказывает Александра. — Стены постоянно разрисовывали каракулями. Причем вечером жильцы старательно стирали надписи, а утром уже появлялись новые. Помню, в то время нам еще капитальный ремонт подъезда сделали. Покрасили все — любо-дорого посмотреть. Так эти вандалы и отремонтированные стены испортили. Пришлось снова закрашивать. Потом эти горе-художники куда-то исчезли: говорят, задержали их.

Кто-то называет это экстримом, а кто-то — искусством оставлять о себе память на несколько часов. Многие называют себя «самыми свободными и смелыми» в городе. Граффитчики охотно выкладывают в социальные сети фото своих «шедевров». Что же это? Бросаются в глаза разрисованные тегами — именами «художников» — стены домов, подъезды, остановки, подземные переходы… Не знаю, как вам, а мне беспорядочно разбросанные по плоскому пространству каракули хочется мысленно стереть. Кстати, в реальности стираются они с трудом — проще закрасить.

Не пугает таких «художников» административная и даже уголовная ответственность за порчу городского имущества. Для них важно, очень важно, чтобы в городе знали: здесь был вандал. Они не стремятся создавать картины — это условные знаки протеста против того, что портить здания, стены не разрешается по закону. Очевидно: их искусственные имена, запечатленные маркерами на чистых стенах, никогда не станут искусством.

Но, с другой стороны, ошибочно полагать, что все изображения на стенах — уродство. Культурологи всего мира ведут споры о том, что является искусством, а что нельзя отнести к этой почетной категории. Зачастую определяющий фактор — концептуальность. На одном холсте есть настроение и прослеживается сюжет автора, а на другом — нет.

В больших и маленьких городах есть свои художники улиц. Удивительный постиндустриальный стрит-арт Берлина придает особый колорит городу, добавляет атмосферу свободы и делает столицу узнаваемой по огромным картинам на стенах. Туристы привозят целые фотоальбомы уличной галереи. В Москве власти города специально выделили «холсты» для творчества райтеров (так называют себя художники-граффитисты). И там же прошел фестиваль «Лучший город Земли», во время которого лучшие художники мира украсили российскую столицу 150 огромными картинами. Унылые стены преобразились: на них появились сюжеты сказок, стихи знаменитых русских поэтов, абстрактные рисунки и изображения в стиле поп-арт, оригинальные картины, которые пытаются обратить внимание прохожих на проблемы мира и человека в нем. В нашей стране стрит-арт также становится популярным. В Гомеле есть целая галерея рисунков на тему чемпионата мира по хоккею, можно найти дома, стены которых — картины. В Витебске есть свои настенные росписи, сделанные легально. Более того, под заказ райтеры превращают различные заведения в совершенно другой мир — художественную роспись.

Опытные граффитисты советуют начинающим талантам отправляться со своими идеями в городскую администрацию. Борьба за «легальный холст» почти всегда заканчивается выигрышем, если предложения художников, действительно, направлены на то, чтобы город был красивее. А не для того, чтобы здесь появлялось очередное: «Здесь был я».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter