«Мингорисполком — не благотворительное общество…»

Даже при условии создания «одного окна» ряд процедур предпринимателям по-прежнему придется выполнять самостоятельно. И это нормально

Даже при условии создания «одного окна» ряд процедур предпринимателям по-прежнему придется выполнять самостоятельно. И это нормально

Озлобленная людская очередь, упреки и обвинения чиновников в волоките – за всем этим я специально отправился в управление регистрации и лицензирования Мингорисполкома. И прогадал. Семь человек, подававших документы на регистрацию фирмы, решили свои вопросы за какие-то полчаса. И коридор снова опустел. Претензии? «Принципиально никаких, привыкли, — выходит из кабинета Александр, юрист одного из минских ООО. — Если же руководствоваться принципом «Лучшее – враг хорошего», нужно сокращать сроки регистрации и постановки на учет до 10—15 дней, минимизировать количество инстанций и увеличивать скорость документооборота. «Единое окно»? Слышал о нем, и не раз, но, признаться, пока слабо представляю его в действии».

Свое «родное» ООО, занимающееся оптовой торговлей, Александр оформлял еще в 2002 году. По просьбе учредителей. За весь процесс – от А до Я – ему заплатили 250 долларов. Сами же за полтора месяца появились всего раз или два… Общество работает уже четвертый год, решено внести некоторые изменения в действующий устав, поэтому-то Александр здесь. «Если есть деньги, с госрегистрацией нет вообще никаких проблем: опытный юрист сделает все без шума и пыли. Если же человек только-только начинает бизнес, придется набивать шишки, тратить много времени, сил и денег».

— Сроки и расходы – вот, пожалуй, главные из поступавших за последнее время нареканий. Полтора месяца с момента подачи документов в местные органы власти до открытия банковского счета – это все-таки сегодня многовато. Бизнесмены ездят по миру, видят и знают, что реальные сроки – от недели до месяца максимум, — констатирует Сергей Стрельчик, заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей. – О затратах разговор особый. Официальная госпошлина на регистрацию фирмы – 60 евро. Однако сопутствующие расходы выливаются в итоге в 450 долларов для унитарного предприятия и в 800 – для общества с двумя участниками. Подчеркну, все это без взноса в уставный фонд и платы за юридический адрес. Так что работать есть над чем.

Реально существующие в данный момент 5 «окон» предприниматели предлагают объединить в три (к единому сразу прийти вряд ли удастся). Итак, первое – Министерство юстиции, где предприниматели согласовывают название своего будущего предприятия. Далее — регистрирующий орган: он принимает документы, уведомляет о своем решении страховщиков, органы статистики и фонд социальной защиты. Кроме того, информирует МВД о согласовании эскиза печати. Третье «окно» – налоговая инспекция. Она ставит субъект хозяйствования на учет, присваивает учетный номер плательщика (УНП) и выдает его дубликат. Добавим сюда возможность пересылки документов в электронном виде, цифровую печать, факсимиле – и получим на все про все 20—25 дней. В идеале, конечно.

— При всем нашем желании предприниматели не смогут пока зарегистрировать фирму за три недели: одна налоговая наводит справки об учредителях 10—14 дней. Никак не обойтись заявителю без личных визитов в Минюст, МВД, органы статистики и Фонд социального страхования. Так и набегают пресловутые полтора месяца, — объясняет «Р» Александр Тутыкин, начальник управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома. – Один из вариантов решения проблемы мы предложили правительству еще прошлой осенью. Сейчас проект документа находится на согласовании в Центре законотворчества и вскоре будет передан на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Беларусь. Итак, в чем же суть?

«Окно» должно быть одно, и это — регистрирующий орган. Сюда приносят все учредительные бумаги, отсюда максимум через 28—30 дней забирают полный пакет подготовленных и согласованных документов. Бегать по кабинетам и сидеть под чиновничьей дверью коммерсантам больше не придется. Все хлопоты по постановке на учет в налоговых органах и «Белгосстрахе», утверждению эскиза печати и присвоению кода в отделах статистики исполком возьмет на себя. Останется только прийти и забрать их.

— В то же время предпринимателям нужно понимать: Мингор-

исполком — не благотворительное общество. Мы не будем разрабатывать за них учредительные документы, составлять анкеты на каждого из учредителей, подыскивать помещение или делать копию решения о создании коммерческой структуры. Есть установленные формы, информационные стенды, наш сайт в Интернете, наконец. Даже при условии создания «одного окна» ряд элементарных юридических процедур им по-прежнему придется выполнять самостоятельно. И это нормально, — считает Александр Тутыкин.

Для того чтобы «окно» хорошо «открывалось» и «дышало свежим ветром» перемен, управлению нужно не так уж и много. Внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты (тот же Декрет Президента № 11). Расширение штата (сейчас это всего 25 человек на двухмиллионный город), новая оргтехника, модернизация собственной локальной сети и унификация с информационными базами заинтересованных ведомств. И главное — создание отдельной экспедиторской группы.

— Без курьеров на первых порах мы едва ли обойдемся: не во всех государственных структурах сейчас есть электронная почта, не говоря уже об электронной подписи и печати. Для примера, срок уведомления о госрегистрации тех же налоговиков – всего десять рабочих дней, — уточняет Ирина Борисова, заместитель начальника регистрационно-правового отдела управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома. – Но, думается, все это частности и детали чисто технического толка. Если предложения исполкома будут одобрены руководством страны, мы хоть завтра начинаем регистрацию по новому принципу. Главное, что внутренне к этому все давно готовы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter