О сокрытии доходов

Мимо кассы

О сокрытии доходов

Ехала я на минский рынок «Ждановичи», а попала в оффшор. И не одна. Вместе с группой попутчиков из 15 человек. Многие думают, что оффшоры, или оазисы ухода от налогов, — это где–то на Кипре или Виргинских островах. Смею вас заверить — заветные места гораздо ближе.


Вот в минской маршрутке водитель никому из пассажиров не выдал билета в обмен на деньги. Следовательно, не заплатил налоги. Ведь только у индивидуальных предпринимателей в этой сфере — единый фиксированный налог, а у всех остальных его считают из выручки, которую добросовестный перевозчик должен зачислять на счет в банк. Но коль факт моей поездки документально не подтвержден, значит, и налоги платить не надо. Чем не оффшор? И в этом оффшорном бизнесе только в Минске заняты 63 юрлица. А всегда ли покупки на рынке вам пробивают по кассе? И дают ли чек за обед в ресторане? Аксиома: наличие кассового аппарата вовсе не гарантирует его использование.


Специально для тех, кто думает, что мне просто не повезло с перевозчиком, запросила информацию в филиале транспортной инспекции по Минску и Минской области. В прошлом году контролеры зафиксировали 240 случаев необилечивания пассажиров, нынче — 100. Однако вовсе не потому, что нарушители испугались предыдущих проверок. Просто произошла дислокация сферы интересов контролеров: сегодня они более пристально отслеживают нарушения в такси. Кстати, еще одна наша оффшорная зона...


Однако вдумайтесь: практически каждая (!) проверка маршрутки заканчивается штрафом водителя и директора фирмы за безбилетный провоз пассажиров. Так мне прокомментировали предоставленную информацию в транспортной инспекции. О чем это говорит? Не о том ли, что инспектора воюют с ветряными мельницами? Хотя, как выяснилось, прекрасно знают причины, по которым водители и директора компаний по перевозке пассажиров берут деньги мимо кассы. Не потому, что они безнадежно алчные и им все равно, откуда государство возьмет средства на ремонт школы или детсада, куда пойдут их дети. Тут все гораздо сложнее. Запчасти к своим далеко не новым «бусикам» бизнесмены покупают преимущественно на рынке, с рук — так дешевле. Следовательно, без налички не обойтись. Значит, какие бы жесткие санкции ни ввело государство, не будут все деньги сдавать в банк как пить дать. Что делать?


На сайте Минфина сейчас размещен проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Одно из робких новшеств — вмененный налог для станций технического обслуживания автомобилей. Помните, сколько вокруг них было сломано копий: механиков нещадно ловили с наличными, штрафовали, приостанавливали их деятельность? Похоже, контролеры устали. И, наконец, свершилось то, что, возможно, надо было сделать давным–давно. Фиксированный налог. Отрядам контролеров больше не придется ловить за руку автослесарей, которые точно так же, как таксисты, маршрутчики и прочие участники оффшоров, редко выписывали квитанции клиентам. Что мешает это сделать и в других сферах? Тем более, по словам Алексея Саковича, начальника управления контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области, по поводу маршруток такие предложения инспекция вносит не первый год.


Чего же так медлит Минфин? Говорят, надо действовать не торопясь, провести эксперимент на СТО, а уже после распространять опыт на других. Согласна. Действительно, тут как бы талоны и чеки и вовсе не перестали выдавать, нарушая тем самым потребительские права граждан. Но ведь это совершенно другая епархия. Если я сомневаюсь в качестве услуги, то сама потребую чек и билет. Уж, поверьте, не постесняюсь, а если откажут, оставлю автограф в книге замечаний и предложений. Не дадут — пожалуюсь в администрацию города. А с оффшорами, право, надо заканчивать. Что сложного? Просчитать вероятный пассажиропоток на том или ином маршруте и рассчитать причитающийся налог. И, к слову, контролеров надо будет меньше, опять же — экономия бюджета. И для перевозчиков хорошо. Микроавтобусы у них старые, на обновление денег нет, а в лизинг новые машины не дают: кассовая выручка не позволяет, потому что сейчас они ее как могут занижают.


P.S. Ко мне в гости каждое лето приезжает двоюродная сестра из Эстонии и всякий раз удивляется наличию очень дорогих машин на дорогах: «Странно это для страны со средней зарплатой 600 долларов. У нас доходы выше, а столько дорогих авто точно нет». На что я ей отвечаю: «Просто у нас хорошие оффшоры».

 

Советская Белоруссия №175 (24312). Среда, 18 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter