Мимо кассы

О лжепредпринимательстве

Помните, в известном сериале «Не родись красивой» главные герои, чтобы спасти свою компанию от полного краха, создают фиктивную фирму «Никамода»? Подобные сюжеты известны еще со времен «Золотого теленка». Оказывается, схема с зицпредседателем Фунтом, предлагающим услуги в качестве подставного директора, очень популярна и у нас. Департамент финансового мониторинга Комитета госконтроля только за прошлый год выявил 656 таких лжепредпринимательских структур, услугами которых воспользовались более 5 тысяч фирм легальных! Суммарный оборот «неучтенки», с которого налоги не поступили в бюджет, составил колоссальную сумму — 4,8 триллиона рублей. Чем это объяснить?


Примеры один красноречивее другого. Некий гражданин Н. по документам являлся директором и учредителем зарегистрированной в Минской области конторы. Образование — среднее, по роду занятия — плотник, ранее судим. В общем, характеристики для высокого поста «подходящие». Схема его вовлечения в так называемый бизнес укладывается в два предложения: «Познакомился на витебском вокзале с парнем, тот предложил заработать 200 долларов. Ничего особенного при этом делать было не нужно: лишь стать директором новой фирмы и подписать какие–то бумаги».


Другая лжеструктура оказалась перерегистрирована на гражданина РФ, проживавшего где–то в российской глухомани. В Минске по доверенности его «интересы» представлял белорус. Только вот какой с него спрос, коль учредителем он не является? Да, «директору» отправили предписание. Только, по сути, — «на деревню дедушке». Неопытные студенты, «синяки», скучающие по утрам возле винно–водочных магазинов, бывшие уголовники, готовые за копейку–другую расписаться где угодно и за что угодно, — типичный директорат фиктивных фирмочек.


Между тем эти фирмочки — важнейшее звено в цепочке финансовых махинаций. По мнению начальника управления контроля за обращением подакцизных товаров и реализацией конфискованного имущества КГК Елены Масурновской, их число значительно может возрасти в связи с введением заявительного принципа регистрации бизнеса. Но позвольте! Его ведь ввели, чтобы либерализация из теоретического понятия превратилась в практику! «Да, но для этого наши предприниматели должны быть сознательными. А мы не видим, чтобы предоставленная свобода дала приток налогов или валюты, — возразил мне начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Владимир Каленик. — Факт: никто не знает, сколько у нас зарегистрировано субъектов хозяйствования и сколько из них реально работает». Интересная получается ситуация: с одной стороны, либерализация упростила жизнь тем, кто реально хочет вести свое дело. С другой — на ней паразитируют сомнительные компании, разрабатывая все новые и новые схемы нелегального заработка.


Схемой номер 1 часто пользовались крупнейшие импортеры запасных частей. «Покупатели» — фиктивные конторы (некоторые из них, к слову, были созданы самими продавцами) — якобы получали товар по безналичному расчету с минимальной наценкой. Для чего? Дело ясное. Запчасти тем временем продавались за наличные по завышенным суммам. Истинных клиентов налоговые органы затем не сыщут и днем с огнем... Схема номер 2 позволяла скрыть «неучтенку». В России купить товар за наличные деньги даже на заводах можно без проблем. Хочешь дешевле — пожалуйста. Хочешь быстрее — нет проблем! Только вот как оприходовать? Ясное дело, через лжеструктуры...


Сверхзадача подобных операций — уклониться от уплаты налогов и заработать на процентов 40 больше. Каким может быть противоядие? Предложений есть несколько. Например, создать реестр недобросовестных плательщиков. Их имена, пароли, явки всегда будут на виду у контролирующих органов.


Еще один известный инструмент борьбы с лжепредпринимательством — применение финансовых санкций по отношению к контрагентам фирм–однодневок. Если предприятие отгружает продукцию, пользуется услугами конторы «Рога и копыта», то, вероятно, не по наивности, а с вполне конкретными мотивами. И если с лжепредпринимательской структуры взыскать нечего, то у контрагентов, как правило, есть реальные активы. Впрочем, практика нашего партнера по Таможенному союзу — Казахстана — показывает, что и здесь важно не наломать дров. В списки контрагентов лжепредприятий, случается, попадают и порядочные компании. Почему они должны страдать?


Самое естественное и, пожалуй, лучшее средство против лжепредпринимательства — это повышение культуры ведения бизнеса. Ведь либерализация, как справедливо отмечают в КГК, — дорога с двусторонним движением. Государство упрощает административные процедуры, постепенно снижает налоговую нагрузку. Ожидая встречных шагов: порядочного и ответственного поведения бизнеса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter