Миллионы тонн... тепла и света. Бобруйский гидролизный завод сумел решить застарелую проблему лигнинных отходов — теперь с их помощью получают дешевую энергию.

Человеческая жизнь коротка, а вот проблемы, которые нас окружают, часто переживают не одно поколение. Так случилось и в Бобруйске, где отходы гидролизного производства — лигнин — отравляли окружающую природу и жизнь горожан шесть десятилетий. Практически каждое лето загорался и тлел лигнинный террикон за Березиной, наполняя едким смогом квартиры и дома. Более чем за полвека работы завода за рекой в отвалах скопилось примерно 2,5—3 миллиона тонн лигнина — в лучшие времена предприятие выдавало его на-гора 150—230 тонн в сутки.

Человеческая жизнь коротка, а вот проблемы, которые нас окружают, часто переживают не одно поколение. Так случилось и в Бобруйске, где отходы гидролизного производства — лигнин — отравляли окружающую природу и жизнь горожан шесть десятилетий. Практически каждое лето загорался и тлел лигнинный террикон за Березиной, наполняя едким смогом квартиры и дома. Более чем за полвека работы завода за рекой в отвалах скопилось примерно 2,5—3 миллиона тонн лигнина — в лучшие времена предприятие выдавало его на-гора 150—230 тонн в сутки.

А горы продолжали расти...

Над утилизацией лигнина и его вторичным использованием многие умы работали десятилетиями, причем если верить старожилам города, десятки ученых всесоюзного и республиканского уровней защитили на решении этой задачи кандидатские и докторские диссертации. Но при этом долгие годы проблема лигнинных отходов так и не была снята.
Впервые вплотную к ее решению подошли бобруйские хозяйственники-практики еще в 1996—1997 годах. Специалисты местного ЗАО “Агросоюз” привлекли ученых из научно-исследовательских институтов микробиологии, природопользования и экологии Академии наук и с их помощью разработали технические условия переработки отходов. При содействии конструкторов тогдашнего ГСПКТБ была создана опытно-промышленная установка и выпущен первый лигнинный топливный брикет. Опытная партия этого альтернативного топлива прошла всесторонние испытания в областном и республиканском комитетах по энергоресурсам, отраслевых НИИ Академии наук, концерне “Белбиофарм”, которые выдали заключение о том, что по выбросам в атмосферу эти брикеты можно приравнять к природному газу.
К сожалению, тогда энтузиасты из “Агросоюза” не получили необходимой поддержки, и производство брикетов было остановлено, а лигнинные горы все увеличивались...

По торфяному пути

Однако идея подобного вторичного использования отходов гидролизного производства не могла умереть бесследно. Ее заметили, запомнили и в конце концов воплотили в жизнь именно те, чьими стараниями и создавался в окрестностях Бобруйска “донецкий” пейзаж — специалисты гидролизного завода.
Надо сказать, что, кроме выпуска основной продукции, микробиологи завода всегда уделяли большое внимание развитию сопутствующих производств. Достаточно вспомнить выращивание биомассы женьшеня, плантации грибов вешенки, участок по изготовлению парфюмерных средств. А в 2004 году на предприятии освоили выпуск новой продукции — топливных брикетов из лигнина.
Завод принял на свой баланс бывший полуразрушенный и простаивавший торфобрикетный участок “Редкий Рог” в пригородном поселке Туголица. Вместе с ним были отведены 8 гектаров земли  под полигон для хранения лигнина по технологии торфяника.

Конечно, чтобы реанимировать производство, заводчанам пришлось вложить в него немало средств. Подобрать специалистов и “обкатать” рецептуру, хотя микробиологи и не придумали ничего нового, а взяли на вооружение испытанную технологию производства торфобрикетов, адаптировав ее под новое сырье. В летнее время они заготавливают лигнин в расчете на годовую производственную программу. Высушивают его до 40-процентной влажности и складывают в бурты. Из этого сырья в дальнейшем изготавливаются лигнинные брикеты, которые с удовольствием покупают потребители, в том числе и за границей.

Хорошая альтернатива

По мнению специалистов, по калорийности и составу это топливо абсолютно ничем не уступает торфяному, прекрасно горит, хорошо отдает тепло. Плюс ко всему после его сжигания остается меньше золы. Правда, камнем преткновения вначале была высокая кислотность лигнина, из-за чего, собственно говоря, он долгое время и не находил практического применения. Да и первые потребители альтернативного брикета чисто психологически не были готовы к новому виду топлива, жаловались на то, что в печах и котлах от агрессивного воздействия кислот быстро перегорают колосники, трубы, а зола стала дополнительным загрязняющим фактором. Но еще в 1997 году специалисты завода научились бороться с этой проблемой, нейтрализуя кислоты прямо в цехе в гидролизных аппаратах.
Впрочем, это лишь часть решения застарелой проблемы. В 2005—2006 годах в РУП “Могилевэнерго” возник проект — установить на Бобруйской ТЭЦ-1 специальный котел, в котором в качестве топлива использовался бы лигнин. В рамках реализации этой идеи в сжатые сроки специалисты “БелНИИтоппроекта” разработали всю необходимую проектно-сметную документацию, и на левом берегу Березины, на месте основных лигнинных залежей на 34 гектарах земли, появился новый производственный участок подготовки лигнина филиала “Могилевэнерго” Бобруйских тепловых сетей. Здесь построили поля сушки лигнина площадью в 17 гектаров, склад готовой продукции. Для работы на терриконе, вскрытия и перевозки сырья приобрели трактора, корчеватели, плоскорезы, волкователи, самосвалы, погрузчики, специальную установку сортировочного узла, на которой чистый лигнин отделяется от мусора и посторонних включений. На реализацию этого проекта ушло 6,7 миллиарда рублей, включая 600 миллионов рублей, которые выделило Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Проектные работы и установка нового оборудования на ТЭЦ-1 тоже стоили не дешево. Потребовалось 32 миллиарда рублей, из которых 560 миллионов — вклад Минприроды.
Когда на участке подготовки вступила в строй сортировочная станция, а вслед за ней начал работать новый котел на ТЭЦ-1, специалисты подсчитали эффективность проекта по факту. На то время (впоследствии цены на газ не единожды росли, и эти показатели, естественно, изменились) получилось, что по сравнению с газом лигнинное топливо стоило в пять раз меньше, а получаемая на станции с его помощью тепловая и электрическая энергия примерно на 50 процентов дешевле, чем от использования традиционного топлива.
В результате на сегодняшний день, как отмечают бобруйские энергетики, лигнинный котел ТЭЦ-1 обеспечивает порядка 50 процентов потребителей города горячей водой. Разве этого мало?
По проекту, запасов лигнина должно хватить на работу котла в течение 27 лет. Но, скорее всего, террикон истощится несколько раньше, поскольку в последнее время переработкой своих бывших отходов занялся и коллектив гидролизного завода. Так, в прошлом году на ТЭЦ-1 работники участка поставили 68 тысяч тонн, а микробиологи использовали в производстве брикетов порядка 40 тысяч тонн лигнина.

В нынешней экономической ситуации, когда энергоносители, в том числе и природный газ, стали для Беларуси дорогим удовольствием, когда в стране взят курс на расширенное использование местных и нетрадиционных топливных ресурсов, лигнин стал хорошей альтернативой привозному топливу, а также стабильным источником дохода, поскольку сырье для его производства бесплатное, а запасы — велики. Кроме того, это, безусловно, грамотное и рациональное решение застарелой экологической проблемы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter