Миллионы рублей огурцу под... лист

Страсти по овощам в полесской глубинке пришлись на конец апреля — начало мая, когда в громадных теплицах вместо привычных плодов сельчане получили огуречные цветы. Не больше и не меньше. В спешке пустоцветы вырвали, а на их место посадили новые растения. Вот только урожая дождались, когда выручить из него удалось сущие копейки. Всему виной — плохие семена. В погоне за дешевизной фермеры потеряли миллионы рублей. В итоге многие так и остались в минусе, а ведь на доход от своей теплицы еще жить целый год...

Жители Ольшан, Высокого, Семигостичей, Ремля, Большого Малешева и других деревень Столинского района погорели на овощах. Поставщики семян задержаны...

Страсти по овощам в полесской глубинке пришлись на конец апреля — начало мая, когда в громадных теплицах вместо привычных плодов сельчане получили огуречные цветы. Не больше и не меньше. В спешке пустоцветы вырвали, а на их место посадили новые растения. Вот только урожая дождались, когда выручить из него удалось сущие копейки. Всему виной — плохие семена. В погоне за дешевизной фермеры потеряли миллионы рублей. В итоге многие так и остались в минусе, а ведь на доход от своей теплицы еще жить целый год...

Купить подешевле, продать подороже?

— Как-то выкрутимся...Кому-то дров привезу, что-то подвезу, куплю-продам, на жизнь себе с женой заработаем, — рассуждает фермер Михаил Резанович из Семигостичей. — Жаль только, что дом так и не достроили. У нас с женой нет детей, и мы мечтали достроить жилье и удочерить девочку. Придется подождать до следующего года. Да и в санаторий хотелось бы поехать. Все мечтаем отдохнуть, но никак не получается пока...

Мечте Михаила действительно вряд ли суждено сбыться в этом году. Нынешний сезон для него стал неудачным: тридцать соток теплиц засадил никудышными семенами огурцов. Понял, что толку не выйдет, когда рассада росла уже в парниках — да как на дрожжах!

— Сердце кровью обливалось, когда вырывали с женой все и по новой засаживали хорошими семенами, — сейчас уже спокойно вспоминает мужчина, понимая, что ничего не вернуть. — Ведь на обогрев теплиц ушло 200 кубометров дров. Чтобы накрыть парники и рассадницу, надо девять рулонов пленки (каждый стоимостью 340 тысяч). Только навоза требовалось 60 тонн (одна — 30 тысяч). Да на семена деньги отдай. На первую, потом вторую партии, за работу деревенским пацанам заплати. Все деньги... Но больше всего мне жаль труда и бессонных ночей. Я ведь целый месяц не спал, 26 печей «кочегарил» ночь в ночь.

Убытки выходят колоссальные, а вот сдавать огурцы Михаил стал только на днях. Первый урожай — пять мешков, за килограмм дают смешную цену — 300 рублей. И пятидесяти тысяч не выручил!

В своей неудаче Михаил никого не винит. «Сам виноват, что такие семена приобрел. Любой мечтает купить подешевле, а продать подороже. Сертификат качества у продавца не спрашивал, ведь всегда было все нормально, а тут... — говорит огорченно сельчанин. — Да и не я один такой. В моей семье пять детей, и все в этом году погорели».

Михаил признается, что злился больше на себя, чем на продавца: «Жаль мне его, ведь у него многодетная семья, а сейчас столько людей на него озлобилось...» Из огуречного бизнеса фермер уходить не собирается: дело как-никак доходное. Правда, чтобы на следующий сезон купить дрова, пленку, навоз, семена, придется расстаться с любимой легковушкой «BMW».

«Выкосил и продавцу на порог выбросил»

Григорий Ткач из деревни Уголец на семенах «обжигается» не первый раз: в прошлом году покупал не с рук, а в столинском магазине огуречный сорт «эколь». Засадил две сотки, оказалось, все пустоцвет.

— Везде обманывают, — теперь никому не доверяет мужчина.

В этом году подсказали, что в Ольшанах кто-то на дому продает недорогие голландские семена огурцов. Всего 90 тысяч рублей за тысячу штук. Цена подкупила, ведь в магазине официального дилера из Голландии за такую же партию просили 130 тысяч рублей. Хотя сомнения по поводу качества возникли сразу же: раньше купленные семена были перламутрового цвета, а эти словно краской пищевой обработаны. Правда, отменная всхожесть развеяла сомнения.

— Машину дров спалили, чтобы теплицу в шесть соток обогреть. По пять раз на ночь вставал — температуру нужную поддерживать в парниках. И что толку? В итоге все пустоцветы выкосил и на порог ольшанскому продавцу завез. Для интереса оставил пару кустов в парнике, так плоды выросли никудышные: белые, желтые бочонки. Их никто в жизни не примет! — показывает корявые плоды фермер.

— Слышала, что горе-продавцу парник сожгли, из дома люди выносили вещи, так как за семена деньги не возвращал... — уточняю я.

— Да я и сам, если бы оказался у него дома, что-нибудь забрал! Это ж столько денег ему ни за что отдал! — сетует хозяин.

«Уберег меня Бог от этих семян!»

Сезон провалился у многих. Некачественные семена проросли в Высоком, Большом Малешеве, Ремле, Семигостичах, Хоромске. Слух о дешевом товаре докатился даже до соседнего Житковичского района, в деревне Гряды тоже несколько человек таким образом пострадали, в Ольшанах вообще чуть ли не каждый второй двор.

...Ксения Баган работает в ольшанском сельпо бухгалтером, сама живет с семьей в Большом Малешеве. На работе женщины между собой хвастались, что сэкономили на семенах. Она тоже решила прикупить огурцов: хоть какую копейку сбережешь.

Правда, по телефону ей ответили: семена закончились. Расстроилась женщина немного, а через месяц, когда люди дождались одних пустоцветов, с облегчением вздохнула: «Уберег меня Бог от этих семян!»

Теплицу сожгли?

В Ольшанах, да и во многих деревнях Столинщины, люди живут только за счет своей земли. И от того, какие семена купишь, зависит сезон. Заметьте: покупатели так и не попросили у продавца предъявить документы: ни сертификата качества на семена, ни свидетельства ИП. Лишь один сельчанин поинтересовался, имеются ли сертификаты качества на семена. Но, получив положительный ответ, не удосужился их посмотреть.

Я связалась с горе-продавцом из Ольшан Иваном Бобко. Во многих деревнях рассказывали ужасы: будто теплицу его сожгли, дом пытались разграбить, а то и избить самого продавца.

— Здравствуйте. Семена купить можно? — начала разговор.

— Я не торгую.

— А мне дали ваш телефон, сказали, что семена у вас дешевые.

— Вы ошиблись номером (гудки).

Первый диалог не удался. Позвонила второй раз и призналась: я журналистка. Мужчина раскрыл все карты.

— Минчанин предложил мне распространять семена. Обещал, что скоро откроет в Ольшанах магазин и оформит меня продавцом в нем. Я понадеялся, — с надрывом в голосе рассказывает Иван Бобко. — Этот столичный житель говорил, что если будут претензии, давать номер его мобильного. Так он всем пообещал приехать сюда, разобраться с проблемой, а сам испарился. Звоню: он либо не поднимает трубку, либо телефон выключен.

— А спрашивали у поставщика, есть ли у него сертификаты качества на семена? — интересуюсь я.

— Откуда я знал, что продавал? Да и зачем все эти сертификаты? Сам полпарника засадил этими семенами, а другую половину — хорошими. И обжегся: сорт абсолютно не соответствовал указанному на пакете, плоды я срываю и свиньям отдаю. Огурцы из хороших семян сдаю.

— Перед людьми не стыдно?

— Я всегда со всеми мирно жил, а тут стыдно даже разговаривать и в глаза смотреть. У меня же и родственники этими семенами парники засадили. В голову приходило всех людей собрать и прощения попросить. Я никогда в жизни в такие ситуации не попадал.

— Все это слухи, что парник сожгли, из дома вещи тащили?...

— Бог меня уберег от такого проявления людского гнева.

— У вас дети есть?

— Четверо, старшей дочке будет пять лет...

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

НА СНИМКАХ: Михаил Резанович месяц по ночам не спал, и все впустую; Людмила и Григорий Ткач из Угольца для интереса в парнике оставили несколько горе-огурцов.

Фото автора

КОММЕНТАРИЙ майора финансовой милиции, начальника следственного отделения Пинского межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по Брестской области Дмитрия ЛЕВКОВИЧА:

— Изначально к нам поступила оперативная информация, что на территории Ольшан некое лицо занимается реализацией семян, причем производит это в частном доме, что само по себе вызывало подозрения. Информация еще находилась на стадии проверки, как от граждан стали поступать заявления о плохом качестве семян. Сегодня их в деле насчитывается около 10 Всего установлены 74 лица, которые приобретали семена капусты и огурцов. Имеются основания, что таких граждан больше. Когда с торговцем стали работать, выяснили, что семена ему поставлял минчанин, индивидуальный предприниматель, проживающий в Бобруйске, сам Иван Бобко. из Ольшан зарабатывал на пакетике семян от трех до пяти тысяч рублей. Задержали поставщика из Минска с партией товара на сумму в 26 миллионов рублей, которые он вез для реализации. Документов, подтверждающих качество семян, у него не оказалось. На ИП составлен протокол, его привлекли к административной ответственности с конфискацией изъятого товара.

Источник поступления семян на территорию Беларуси пока не установлен. На пакетах указано: голландские семена, предназначенные для реализации в Российской Федерации. Поставщик утверждает, что приобретал товар через интернет-магазин. Фигурант из Ольшан И. Б. реализовывал семена огурцов и капусты, не являясь предпринимателем, и так как сумма полученного дохода превысила одну тысячу базовых величин (35 миллионов рублей), то в отношении его возбуждено уголовное дело по статье 233 УК РБ «Незаконная предпринимательская деятельность». Наказание может быть разным: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест на срок до шести месяцев, ограничение свободы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до трех лет.

Возможно, учитывая тот факт, что фигурант Иван Бобко проживает на территории, загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и в случае возмещения в доход государства суммы незаконно полученного дохода и принятия закона об амнистии, ему удастся избежать наказания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter