Миллиард вынесли по запчастям

Их задерживали, как особо опасных злодеев, с помощью подразделения «Алмаз»...

Их задерживали, как особо опасных злодеев, с помощью подразделения «Алмаз». Но преступники были настолько хорошо подготовлены, что одному все же удалось скрыться. Это не террористы, прошедшие обучение в спецлагерях, не отчаянные рецидивисты. Нет, тренированные спортивные парни, которым предложили хорошо заработать, воруя запасные части на МАЗе. В рюкзаках, с которыми их взяли, лежало деталей на 10 тысяч долларов. Тогда еще никто не знал, что это только малая часть похищенного. Небывалый размах воровской шайки впечатлил как руководство завода, так и следователей.


Новое слово в бизнесе


Вокруг Минского автозавода существует множество частных фирм, которые продают его продукцию. Удивительно, но иногда они выставляют цены ниже, чем официальный торговый дом. Одна из возможных причин такого чуда — скупка по дешевке краденых деталей. Их дополняют кустарно изготовленными и собирают в узлы и агрегаты. Качество у них, конечно, не заводское, но и цена на треть ниже.


Фирма Гречко и Булевича ничем не отличалась от конкурентов. Ни недостатков, ни особых преимуществ. Но однажды Гречко придумал, как коренным образом изменить ситуацию. Нет, это не был какой–то изощренный маркетинговый ход. Он понял, как можно усовершенствовать процесс воровства.


Классическая схема у несунов известная — кто где работает, тот там и тащит. Сам шестерню выточил, сам в карман положил (а иногда — в обувь затолкал), сам вынес и продал. Все сам. Охрана это прекрасно знает, и работников на выходе с завода тщательно контролируют. Понятно, что при таком положении дел похитить что–то по–крупному сложно. Когда–то Гречко работал на МАЗе, был осужден за кражу и хорошо представлял возможные последствия мелкого воровства.


Его новая схема ломала привычные представления. Она вводила разделение труда. Работникам больше ничего выносить с территории завода не надо. Прямо в цехе они оставляют детали, сообщают, где они лежат, на этом их миссия закончена. Потом запчасти забирает группа, которая проникает на завод в нерабочее время, когда бдительность охраны минимальна.


Ночное ориентирование


Каждое дело требует знания специфики, даже воровство. Нет смысла выносить с завода детали, которые никому не нужны. Поэтому было решено ориентироваться на запросы россиян, регулярно составлявших списки необходимых запчастей. Самыми востребованными оказались межосевые дифференциалы, которые собирали в цехе, где работал друг Гречко и Булевича Кириллов. Ему удалось договориться, что уже готовые узлы с заводскими номерами будут оставлены в оговоренных местах. Оставалось только вынести. Но имелась одна проблема — масса детали в сборе около 40 килограммов. Незаметно пройти мимо охраны по территории завода с таким весом смогут только физически хорошо развитые люди.


Гречко познакомился с ними в спортзале. Четверо парней, хорошо тренированные спортсмены, один — бывший «краповый берет». При этом культурные, умные. Гречко сначала присматривался к ним, а потом предложил заработать. Трое из четверки — парни из провинции, которым никак не удавалось надежно зацепиться в Минске. И они согласились.


Перелезть через забор завода и сложно, и без знания местности толку от этого немного. Территория предприятия огромна, и чтобы что–то найти, нужно точно знать, где это лежит и как туда добраться. Поэтому у воров были подробные схемы движения. Для надежности Гречко сначала несколько раз лично водил группу в цех, чтобы помочь сориентироваться в однообразном индустриальном пейзаже.


Приходилось лезть ночью, в темноте, по крышам цехов, через пожарные лестницы. Плюс однажды на субботнике спилили ветку дерева, забравшись на которую можно было существенно срезать путь. Зато охрана даже мысли не допускала, что кто–то в здравом уме может ходить этой дорогой. Нелинейная логика в выборе маршрута хорошо видна по такому факту — он проходил через вольер со сторожевыми собаками. Злоумышленники их прикормили и потом, во время следствия, то ли в шутку, то ли всерьез говорили, что настолько наладили отношения с псами, что те помогали таскать рюкзаки с краденым. Постепенно воры осваивались на территории завода, передвигались рациональнее и с меньшими усилиями. В итоге заходили в цех не через крышу, а просто отогнув резиновый уплотнитель ворот.


Они работали как в кино. Маскировка, отключенные мобильные телефоны (вместо них радиосвязь), альпинистское снаряжение, дорогая компактная лестница. Вынесенные детали складывали в автомобиль и оставляли его рядом с заводом во дворах. За добычей приходили на следующий день, убедившись, что автомобилем никто не заинтересовался и не следит. Если накануне шел снег, на дело не шли, чтобы не оставлять следов.


Точно так же основательно распоряжались полученными деньгами. Здесь не было принципа «как пришло, так и ушло». Они не собирались всю жизнь лазить по крышам с запчастями. К моменту ареста у них сложилось четкое ощущение, что пора заканчивать. На полученные за ночные вылазки деньги уже была открыта торговая точка на рынке в Ждановичах и куплена партия кроссовок на продажу. Этот товар как спортсмены они знали хорошо.


Поймай меня, если сможешь


Больше года схема, придуманная Гречко, прекрасно работала. В цехе собранные узлы оставляли в шкафах, запирали и прикрепляли внизу на магните ключ. Кириллов сообщал Гречко, где что лежит. Тот ориентировал свой «спецназ», спортсмены проникали на территорию завода и выносили детали. Булевич продавал их в России. Погубила дело... успешность. Подельники обрушили рынок межосевых дифференциалов, предлагая заводские изделия по цене полукустарных подделок. Другие торговцы не выдерживали конкуренции, о друзьях стали говорить. В конце концов на них обратили внимание правоохранительные органы. После этого задержание группы стало делом времени, и 29 мая 2011 года «Алмаз» и оперативные сотрудники УБЭП ГУВД Мингорисполкома взяли спортсменов с поличным.


Уже потом, на следствии, у них спрашивали, а не страшно ли проникать ночью на завод. Они спокойно отвечали — нет, и объясняли: «А кто нам что сделает?» И это было не самоуверенное хвастовство. Никто не знает, как повернулись бы события, будь бойцов «Алмаза» меньше или операция организована с прохладцей. Даже в сложившихся обстоятельствах одному из воров удалось уйти. Но вскоре он пришел с повинной. Потому что совершил единственную ошибку за все время своей преступной карьеры — оставил на месте преступления машину, а в ней паспорт. Бегать не имело смысла.


Связанные одной целью


Печально, но с заводов крадут много. Так же много ловят. Обычно, чтобы оценить размер ущерба от воровства, проводится инвентаризация. Но на заводе останавливать цех, чтобы узнать, утащил ли тот или иной человек три шестерни или тридцать, невыгодно по экономическим причинам. Поэтому никто никогда этого не делал, ущерб заводу оценивали по факту, то есть украденным считалось только то, с чем поймали злоумышленника. Внутрь милиция, как правило, не ходила. Так что, когда арестовали спортсменов, их сообщники на МАЗе чувствовали себя спокойно. Но в этот раз случай был из ряда вон выходящий. Производство в цехе редукторов остановили и 40 человек 14 часов пересчитывали детали на площади в 2 гектара. Результат оказался шокирующим: не хватало запчастей на сумму более миллиарда рублей. Возник вопрос, как вообще такое возможно?


После проведения комплекса мероприятий сотрудникам Следственного комитета открылась фантастическая картина. В преступную схему был вовлечен мастеровой состав почти всех участков цеха. Воровать помогали не рядовые слесари и станочники, а рабочая элита. Специалисты высочайшего класса, передовики производства, которых приводили в качестве примера для подражания. Неудивительно, что план Гречко так долго и успешно работал. Просто все, кто мог обнаружить исчезновение деталей, оказались в доле. Некому было сторожить сторожей. Однако сговор такого масштаба не состоялся бы, не работай в цехе редукторов Кириллов. Рабочие и другие мастера считали его посредственным специалистом и хорошим человеком.


Делай, как я


На общем фоне Кириллов был добрым мастером. В дела рабочих не лез, снисходительно относился к проступкам, мог прикрыть в случае чего. Иногда только просил о небольших ответных одолжениях. Ему охотно помогали. Эти наработки очень пригодились, когда Кириллов стал вербовать людей для организации хищений.


Следователи оценивали Кириллова как хорошего психолога. Вовлекая людей в преступление, он всегда находил уязвимое место. Дети, болезнь, банальная жадность. «Смотри, какая у меня хорошая машина. Ты можешь иметь такую же». Обычно он не торопил с решением, но мог и давить. Когда доламывали последнего честного мастера, имевшего репутацию кристально чистого человека (а тогда уже и заместитель начальника цеха был в доле), его просто поставили перед выбором: либо ты нам помогаешь и получаешь за это хорошие деньги, либо не будешь здесь работать. Это стало последней каплей, человек сдался.


Основной довод Кириллова звучал просто: «Тебе же ничего не надо делать. Просто оставить в шкафу деталь, сказать где, получить деньги. А вынесут другие». Слишком сильное искушение для тех, кто знает, как организовать излишки продукции, скрыть недостачу и уйти от ответственности. Предложение, от которого нельзя отказаться.


Всего по делу о хищении запчастей с МАЗа проходили 26 человек. Судить будут всего троих: организаторов — Гречко, Кириллова и одного из участников, который имел непогашенную судимость. Остальные были освобождены от ответственности, потому что раскаялись, активно способствовали расследованию и полностью погасили ущерб. Его размер распределили согласно вкладу в общее дело. Надо сказать, что рядовые соучастники этого грандиозного по масштабу преступления получили от него довольно скромную прибыль. Впрочем, так всегда и бывает.


P.S. В связи с тем что суд еще не вынес вердикта, по просьбе следствия фамилии основных фигурантов изменены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter