Микросхемы от «Тополя» поставят на «Ладу-Калину»

Российские предприятия поставили сверхамбициозную задачу – потеснить с рынка западных производителей автомобильной электроники
Российские предприятия поставили сверхамбициозную задачу – потеснить с рынка западных производителей автомобильной электроники.


Датчики от военпрома будут ставить на обычные легковушки.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru


ВОТ И ДОЖДАЛИСЬ


Этой осенью произошло событие, которого ждали целых восемь лет. На очередном заседании Совета Министров Союзного государства была принята концепция программы «Автоэлектроника».

Несмотря на столь длительный срок согласования, программа не утратила своей актуальности. Напротив – тема импортозамещения теперь вышла в топ самых обсуждаемых.

– У Союзного государства есть свой бюджет – около

5 миллиардов российских рублей ежегодно, – говорит заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин. – Деньги, по сути, не такие большие, и поэтому мы должны концентрировать их на самых прорывных направлениях. Одним из таких по праву можно назвать автомобильную электронику. Поддержка этой сферы поможет нашему автопрому. А это сотни тысяч рабочих мест.

С белорусской стороны подбор участников программы возложен на минскую компанию «Интеграл», с российской – на петербургский «Радар ммс».

Поставлена смелая задача – сделать продукцию, опережающую по своим характеристикам западные аналоги. На это выделяется четыре года и 2 миллиарда российских рублей. Предстоит создать комплексные системы управления силовым агрегатом, трансмиссией и подвеской, устройства ближней навигации, системы управления электрооборудованием, различные датчики.

Желающих использовать на своих авто хорошую и недорогую электронику немало. В их числе «ГАЗ», «УАЗ», «КамАЗ», «АвтоВАЗ», «МАЗ», «БелАЗ».

ХАЙ-ТЕК ИЗ «ОБОРОНКИ»


Зарубежные фирмы так глубоко осели на нашем рынке, что сама мысль об их вытеснении казалась надуманной. Есть ли у нас соответствующие технологии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно взглянуть на исполнителей союзной инициативы.

Российский «Радар ммс» – гордость нашего оборонно-промышленного комплекса. Предприятие уже 65 лет успешно работает в сфере радио-

электронной промышленности, создает авионику, системы навигации, СВЧ-оборудование, сложное программное обеспечение. Помимо этого, на предприятии разрабатывают изделия микроэлектроники с использованием нанотехнологий, беспилотники, медицинское оборудование.

В 2011 году «Радар ммс» победил в конкурсе на создание лучшего «умного дома» в России. Кроме того, вместе со своими партнерами предприятие создает уникальные высокоскоростные суда.

Партнер у «Радар ммс» также весьма достойный. Это белорусский «Интеграл» – предприятие с 50-летним опытом в области производства интегральных микросхем, полупроводниковых приборов, изделий электротехники.

ДАЖЕ БОНД ПОЗАВИДУЕТ


Петербуржцы имеют обширный опыт в создании высоких технологий для автотранспорта. Ими разработаны системы обнаружения и распознавания препятствий в условиях плохой видимости и движущихся машин с определением их скорости, а также системы мониторинга узлов автомобиля и контроля состояния водителя.

Как нам пояснили специалисты предприятия, союзная программа рассчитана прежде всего на автомобили специального и двойного применения, однако автоэлектроника – это продукт унифицированный, то есть никто не мешает применять эти разработки на обычных легковых машинах. Спрос со стороны автопроизводителей есть.

Из-за скачка курса доллара и евро цены на западную электронику стали кусаться. Но дело не только в стоимости. Разработчики уверяют, что наша электроника будет лучше зарубежной. Например, иностранные датчики часто не способны работать в условиях экстремальных морозов. Помимо температурных отличий, наши системы смогут похвастаться более высокой надежностью и скоростью работы.

Продукция российского ОПК всегда была конкурентоспособной в мире во многом благодаря уникальным технологиям, опережающим мировые аналоги. Если эти разработки перетекут в российский многострадальный автопром, то он от этого станет только «здоровее». При желании военные инженеры могут создать машину круче, чем у Джеймса Бонда.

АВТОРИТЕТНО


Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России:


– Формирование единой промышленной политики с Беларусью особенно актуально с учетом параллельного курса на импортозамещение, которым мы сейчас движемся. Нужно этот процесс свести в одну плоскость, чтобы понять, по какой продукции мы можем развивать кооперацию в первую очередь. Для этого мы создаем систему межотраслевых балансов, и уже сейчас нужно вести эту работу с учетом возможностей белорусских предприятий. Тем самым мы сможем выявить совместные точки роста и, отталкиваясь от них, согласовать меры стимулирования финансового и организационного характера.

ЦЕННЫЙ ОПЫТ


Погоня за стандартами Евро


Российские фирмы сумели создать блоки управления бензиновыми двигателями стандарта Евро-4, которые потеснили продукцию зарубежных конкурентов на рынке России. То есть позитивный опыт импортозамещения у нас есть. Однако в Западной Европе уже вовсю внедряют стандарты Евро-5 и Евро-6. Чтобы не тратить валютные средства, нужно достичь этих показателей, используя свои узлы и агрегаты. Это одна из задач союзной программы «Автоэлектроника».


«КамАЗ»-самоход всех обойдет


Пока корпорации Google и Tesla тестируют скромные малолитражки с роботизированным управлением, российские специалисты выпустили на дорогу огромный грузовик-беспилотник.


Загадка от «СВ»: без пилота, но не птица, рулит сам и грязи не боится.
Фото: официальный сайт КАМАЗ


То ли это желание произвести впечатление, то ли врожденная мания гигантизма, однако факт остается фактом – «КамАЗ»-робот уже намотал сотни километров на полигонах и даже успел немного прокатиться по трассам общего пользования.

Конечно, во избежание несчастных случаев в кабине постоянно находятся пилоты, готовые в любой момент перехватить управление.

«КамАЗ» имеет свое компьютерное зрение. Время реакции на появление препятствия – не больше 0,3 секунды. Это в два раза быстрее реакции среднего человека.

Перемещения грузовика корректируются с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС. Двигается он очень аккуратно, не в пример многим нашим «шумахерам». Что интересно, в отличие от рафинированных западных собратьев российский беспилотник не боится разбитых дорог.

Об испытаниях «КамАЗа» глава «Ростеха» Сергей Чемезов уже доложил руководству России. Поставлена задача к 2023 – 2024 году вывести новинку на рынок.

Согласно прогнозам, к 2040 году беспилотники могут занять 75% мирового автопарка. Главное преимущество – само-управляемые авто сведут к минимуму смертность из-за аварий. Правда, пока не понятно, как машины будут защищены от хакерских атак. Ведь, перехватив управление беспилотником, можно натворить много дел. Открытым остается и вопрос ответственности за ДТП, в которое может попасть машина-робот.

Автор публикации: Николай АЛЕКСЕЕВ, n.alekseev@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter