Михаил Свито: «Если ты жалуешься, что в стране чего-то не хватает, пойди и сделай!»

Актер Купаловского театра Михаил Свито свои амплуа меняет с легкостью (по крайней мере, так кажется со стороны). С весны молодой артист радует зрителей канала «Россия‑Беларусь» в качестве одного из ведущих популярного ток‑шоу «Точки над i», где обсуждаются животрепещущие проблемы современного социума. Мы поговорили с Михаилом о том, каково ему в роли телеведущего, почему свое мнение важнее стадного инстинкта и отчего в кино он соглашается играть плохишей.


— Михаил, вы уже привыкли к работе в кадре? Как произошло, что вас пригласили на телеканал «Россия‑Беларусь»?

— Это произошло неожиданно: мне позвонили и пригласили на кастинг. Причем изначально шла речь о совсем другой программе. А я всегда очень хотел стать ведущим (если бы не стал актером!), с самого детства. Попробовался, и мне сразу же предложили пройти еще одни пробы — уже в ток‑шоу «Точки над i». Я что‑то импровизационное выдал, мы записали небольшой отрывок, ну и все на этом. А потом через какое‑то время мне звонят: «Михаил, приезжайте еще раз, мы вас хотим попробовать снова». Приезжаю, прохожу еще один кастинг, своеобразный второй этап, — вот после него меня через некоторое время утвердили. Это все произошло как‑то очень спонтанно и неожиданно, и я был счастлив.

— Сама программа «Точки над i» с обсуждением различных человеческих историй вам интересна?

— Я сначала ее боялся! Потому что по своей природе я достаточно замкнутый, скрытный и холодный, а там нужно быть очень живым, естественным, органичным. Знаете, как иногда бывает: таким тамадой, ведущим по жизни. Есть подобные люди, раскованные и свободные, они легко со всеми общаются… И я сперва думал, что этот проект — не мой формат, что мне будет неловко. И мне действительно было неловко первые несколько программ, пока не набрал обороты, не раскрепостился, не нашел в себе внутреннюю свободу. Но сейчас могу с уверенностью сказать, что эта работа настолько хорошо психологически на мне сказывается! Я нахожу в себе, как в роли, какие‑то новые краски, новые грани, понимаю, что могу общаться с людьми, быть открытым, вести диалог, задавать вопросы, не бояться и не стесняться даже перебивать — формат ток‑шоу очень живой, он построен на «здесь и сейчас». Для меня это хороший психологический тренинг, ну и, конечно, я все это безумно люблю, мне на телевидении очень нравится…

— А есть какие‑то наиболее впечатлившие вас истории?

— Наверное, такой истории, которая бы сказалась непосредственно на мне, нет, но есть темы, которые мне более интересно обсуждать, где я более органичен. И бывают те, которые я, может быть, в силу возраста не до конца понимаю. Мне интересно все, но есть вопросы, которые ближе. Как и роли.

— Кстати, о ролях. В Купаловском вы сегодня играете совершенно разноплановых персонажей: это и пан Быковский в «Павлинке» — причем в вашей трактовке достаточно фарсовый, и Кочкарев в «Женитьбе» (он у вас демоническая личность), и романтик Жигимонт в «Черной панне Несвижа»… А есть у вас роль мечты? Допустим: хочу сыграть Гамлета?

— Нет, такого нет. Знаю, что многие актеры мечтают о той или иной роли, о том или ином призе, но это не про меня. 
Единственно, что с детства есть притягательный для меня образ: серьезная драматическая роль какого‑нибудь военного командира. Такая, чтобы в ней можно было и поплакать, и посмеяться — вот этого бы мне очень хотелось.
— Что‑то из Константина Симонова?

— Или из «А зори здесь тихие…». Кстати, в кино я снимаюсь, недавно вышли две премьеры российских мелодрам («Белая лилия» и «Мама всегда права»), но режиссеры видят мою внешность и отталкиваются от типажа: мне предлагают играть мажоров, самовлюбленных нарциссических личностей, которые изменяют, бросают девчонок, на машинах разъезжают… А я ведь совсем не такой! В недавнем фильме «Постучись в мою калитку» сыграл плохиша, мошенника, который всех обманывал, — у актеров для этого есть термин «роль на сопротивление», когда ты играешь не свойственное своей природе. Но как отказаться — я очень люблю кино, для меня существование на съемочной площадке сложнее, чем в театре. В кино нужно быть максимально естественным, органичным, правдоподобным, все как в жизни, тем более что много крупных планов, когда работают мимика, глаза — а глаза не врут... То, что сложнее, то для меня всегда интереснее. А еще я модель — нет, правда! Сотрудничаю с белорусскими брендами. Я счастлив, мне повезло, что все, чем я занимаюсь: актер, телеведущий, модель, — это тот самый случай, когда хобби и есть работа.

— Мы до сих пор вспоминаем 2020 год. В тот момент, когда актеры прежней труппы Купаловского дружно ушли, хлопнув дверьми, вы были единственным из молодежи, кто остался. Почему?
— У меня есть свое мнение, свои взгляды, которых я никогда не скрывал, и нет стадного инстинкта. 
Мне отчасти жаль этих ребят, поскольку, к сожалению, много кто ушел просто потому, что ушли другие. Были действительно ярые «революционеры» — что ж, это ваша позиция. Но жалко тех, кто уволился, потому что (это мое субъективное впечатление) их повели за собой другие. Это же проблема большинства людей! Срабатывают мысли: а что я буду здесь делать без других, с кем я буду работать, все же ушли?


— Но ведь корифеи остались: Зинаида Зубкова, Геннадий Овсянников, Тамара Миронова и другие…

— Ну вот и я остался с корифеями. Я их люблю и всегда тянулся к ним, с того момента, как только пришел в театр. Мне было немного некомфортно с молодым поколением той прежней труппы, как‑то не получалось найти общий язык, была какая‑то дистанцированность — у меня от них, у них от меня… А хорошо было именно со старшим поколением. Мне всегда с ними интересно и поговорить, и посмеяться, и сейчас продолжается наша дружба, наша теплота…

— 17 сентября, в День народного единства, вы выступали на концерте в «Минск‑Арене». У Купаловского довольно‑таки камерный зал, а тут, по сути, стадион, зрители съехались со всей страны… Как ощущения?

— Это было что‑то невероятное! Я к выступлениям очень ответственно отношусь, волнуюсь, нервничаю, потому что мне надо, чтобы всегда все было хорошо и качественно. Читал отрывок из поэмы «Новая зямля» Якуба Коласа, он тяжелый по своей структуре и эмоционально непростой. Помню, за несколько секунд до выхода на эту огромную сцену прокручиваю в голове: не знаю, что сейчас будет, но все будет хорошо. Выхожу, ловлю визуально всю эту огромную площадку — и происходит магия, какой не происходило со мной, наверное, за все время в профессии. Понимаю, что все мое волнение исчезает куда‑то, и вместо этого — кайф, наслаждение. 
Вообще, для артиста поймать себя на мысли, что ты выходишь в какой‑то роли и получаешь удовольствие, дорогого стоит. Для меня все это было настолько радостно! И я счастлив, что этот опыт смог получить.
— Наши оппоненты говорят, мол, и страна у нас не для молодежи, и негде реализоваться, и вообще колхоз (самое страшное их ругательство). А вы что думаете?

— Я скажу так: все зависит от нас самих. Банальная фраза — пусть. Но если ты жалуешься, что тебе в стране чего‑то не хватает, чего‑то мало, — так пойди и сделай! Все в твоих руках, развивайся. Мало денег — найди еще работу, но не кричи, что у тебя все плохо, и не требуй от кого‑то: «Дайте!» Почему, в конце концов, кто‑то должен платить тебе миллионы, где такое бывает?

— И тут вам в пример приведут Голливуд и тамошних богатых и знаменитых…

— А как они стали богатыми и знаменитыми? Сидя без дела?

— Вы творческая личность, витающая в облаках, или рабочая лошадь?

— Зависит от настроения, но все‑таки скорее рабочая лошадь. Я люблю работу, я без нее не могу, мне плохо становится, не по себе. Каждый день должен проходить продуктивно. Мне нравится трудиться, преодолевать какие‑то препятствия. Иногда — ну мы же творческие люди — и в облаках тоже надо немножко полетать, но все‑таки (и в последнее время я особенно это понял) если чего‑то хочешь, то надо работать, а не сидеть и не ждать непонятно чего.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter