Театрам может помочь только свежая кровь!
Михаил Полицеймако из тех, кого называют человек-праздник. Пока его обаяние наиболее эффективно использует телевидение. Но поговорить с ним я решила о театре.
- Говорят, ваша мама была в числе тех, кто приветствовал уход Любимова, перемены в Театре на Таганке...
- Не совсем так. Ты судишь по уличной пресс-конференции, которую показали на ТВ, по разговорам около театра.
- Как на самом деле?
- Там банальная проблема. Она заключается в том, что, как только заканчивается искусство, начинаются дрязги.
После гениальных спектаклей доперестроечного времени, после очередей с конной милицией, после сильнейшей труппы с живыми Высоцким, Филатовым наступило безвременье. Театр развалился на две части. Мне кажется, нельзя было это допускать. Но в 1993-м всем было наплевать. Артисты, которые были более заняты, остались с Любимовым. Которые менее - организовали с Николаем Губенко свой театр. От этого никто не выиграл: что в Театре на Таганке спектакли стали хуже, что театр Губенко, как мне кажется, уровня посещаемого не достиг. Происходящее с Таганкой сейчас - это как подагра у диабетика.
- Как лечить будем, доктор?
- Должен прийти хозяин. Любимов, при всех его плюсах и минусах, был хозяином в театре. У него были корова, коза, запас дров. Сейчас все делают, что хотят.
Мне кажется, выход - в молодых, которые уже чего-то добились и у кого есть амбиции, силы, желание творчески высказаться, а не просто слямзить.
- Такие есть?
- Да конечно! Я могу сказать, что существуют режиссеры, которым просто не дают ничего делать в театре. Они успешно ушли в кино, антрепризу и, в принципе, комфортно себя чувствуют. Знаешь, встречаешься с кем-то, спрашиваешь, как дела. "Да у меня съемки, спектакли", - отвечает он. Все шоколадно. А скажи ему: "Вот тебе Театр на Таганке". Он все бросит и пойдет. Потому что это его призвание.
Вот, к примеру, Витя Шамиров. Он сейчас снял "Игру в правду", перед этим получил приз за лучший сценарий на "Кинотавре" за "Упражнения в прекрасном", поставил огромное число талантливейших спектаклей. Очень неплохой режиссер Костя Богомолов. Андрюха Сычев из мастерской Марка Захарова - очень талантливый парень. Снимает телешоу, а я помню, как он еще лет 15 назад играл Воланда у Сереги Алдонина. Да куча народа, которые не реализовали себя в театре так, как могли! Через несколько лет они состарятся или, не дай бог, запьют. И им плохо, и театру нехорошо.
- Актеры Таганки скорее всего будут против нового человека. Возьмите Театр Гоголя, который принял Кирилла Серебренникова в штыки.
- Пусть на меня не обижаются артисты Театра Гоголя, но я считаю, что назначение Серебренникова было правильным решением. Это - режиссер. Я приветствую поиск новых форм, пусть даже с ошибками. Это хоть какой-то глоток воздуха.
- Что же вы сами им стараетесь не дышать? Не зовут?
- Я работал в РАМТ до 24 лет. Потом папа заболел, и понадобились очень большие деньги. Не буду вдаваться в подробности, сколько стоят сиделка, таблетки, реабилитация. Попытался отпроситься у Бородина на съемки. Там всего-то дней 10 надо было. Он не отпустил. Я взорвался и ушел. Потом было несколько предложений, я смотрел, принюхивался, спрашивал себя: "Хочется тебе этого?" И отвечал, что нет, не хочется. Я вам больше скажу - если бы папа был жив, он бы ушел из театра. Все-таки тут я в папу. Мама до сих пор в Театре на Таганке работает. С 1964 года. Я вообще не представляю, как это можно выдержать.
- Что именно?
- Много лет ходить в один и тот же театр. Можно реально сойти с ума. А вот мама - она фанатка. А мои любимые друзья? Маша Аронова - 20 лет в Театре Вахтангова. Даня Спиваковский - столько же в Театре Маяковского. Я только удивляюсь. Видимо, они попали в свой театр. Знаешь, как бывает: надо найти свою машину, свой напиток, свое блюдо. Вот я свое блюдо нашел. Обожаю гречку с брынзой. Берется вареная гречка, мелко крошится кусок хорошей болгарской брынзы. Все это перемешивается и съедается. Сочетание этих продуктов дает мне радость.
- Надо попробовать.
- Может, тебе и не понравится...
Так что я свой театр так и не нашел.
- Недавно у вас вышел антрепризный спектакль "Вредные привычки", где вы с Шакуровым, Спиваковским и... Альбиной Джанабаевой из "ВИА Гры". Она, безусловно, обаятельная и привлекательная, но я бы и насчет певицы поспорила, не то что насчет актрисы.
- Во-первых, пригласить Джанабаеву было решением режиссера. Во-вторых, работа Альбины на репетиции меня устроила.
Слушай, не она одна: у моего папы нет актерского образования, как и у любимого всей страной Геннадия Хазанова.
- Ну вы сравнили!
- Они ведь тоже когда-то с чего-то начинали. Тут надо не диплом спрашивать, а смотреть, что человек может... У нас вообще сейчас проблема с актрисами.
- Да ладно! В сериалах так и мелькают.
- А сильных, характерных, сексуальных героинь от 25 до 35 лет - нет. Где молодые Гундаревы, Акуловы, Александры Яковлевы - красивые, породистые?..
... И вот появилась эта девушка (Альбина), которая ни разу не опоздала, которая готова к репетициям, в которой нет ни капли пафоса. Что будет дальше? Скоро у нас начнется большой тур осенью - тогда и станет понятно.
- В кино есть новое, о чем сказать хочется?
- Мне пока нельзя об этом говорить, но есть. Это работа для телевидения. 2 октября - первый съемочный день в Киеве. Три месяца ездил на пробы, подбирали актерский состав. Дождался большой роли...
- А почему вам не дают раскрыться?
- Я поставлю вопрос по-другому. Ты знаешь, мне повезло. Я прожил первый отрезок жизни, когда вокруг было много профессионалов. Я был на съемках фильмов "Человек с бульвара Капуцинов", "Миллион в брачной корзине", ездил на гастроли с Таганкой. Многого понахватался. Я видел, что взрослые дяди и тети очень серьезно относятся к профессии. Знаю тот уровень и вижу, что сейчас он очень сильно упал. Не только в кино. Если вы помните, какие были журналы "Огонек", "Новый мир", и посмотрите, что сейчас лежит на прилавках... Просто сравните. То же самое происходит в кино.
Может быть, это не я не раскрылся? Может, люди, которые этим занимаются, не врубаются в то, что надо делать? Один артист, мой товарищ, подарил мне на день рождения малюсенькую ретрофотографию 30-х годов. Я смотрю на нее и понимаю, что этого не может быть, потому что на ней изображен я! А это - молодой Сталин! Недавно вышел фильм про Гагарина - вообще ничего общего в облике нет. Я же со Сталиным - один в один, даже без грима. Не срабатывает соображалка, вот что обидно. Мне 37 лет, сил - до хрена! А что дают играть? "Але, Миш, привет! Есть ржачный эпизод..." Не спрашиваю, почему меня не приглашают играть русских солдат, берущих Берлин. Но странно, что фильм "Ликвидация", рассказывающий о послевоенной Одессе, выходит без моего одесского лица... Не видят. Поэтому, мне кажется, это реально проблема времени. И того, что иногда кино занимаются случайные люди.
Ольга Сабурова.
Советская Белоруссия №183 (24320). Суббота, 28 сентября 2013 года.