Михаил Ковальчик: С теплом вспоминаю все театры, в которых работал

Главный режиссер Белорусского академического музыкального театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Ковальчик рассказал, почему театр и кинематограф — не конкуренты, и почему он — гражданин Союзного государства
Главный режиссер Белорусского академического музыкального театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Ковальчик рассказал, почему театр и кинематограф — не конкуренты, и почему он — гражданин Союзного государства

Ноябрьская премьера музыкальной комедии “Свадьба в Малиновке”, поставленная Михаилом Ковальчиком в музыкальном театре, прошла при полном аншлаге, зрители долго не отпускали артистов со сцены. Лестно  отозвались о премьере и критики. А потому первый вопрос о новом спектакле.

— Михаил Станиславович, иметь в своей афише такую комедию — это гарантированные сборы. И в то же время большой риск — зритель невольно будет сравнивать спектакль с легендарным фильмом, который только в первый год проката посмотрело почти 80 миллионов зрителей.

— Спорить театру с кинематографом бесполезно. Но у театра есть свой арсенал выразительных средств, которые не хуже. Зритель напрямую соприкасается с живым чувством актера, который тот  посылает в зрительный зал. И это единение труппы и зрительного зала и есть вечное чудо театра.

— Но вы говорили, что сомнение, ставить “Свадьбу...” или нет, все же было.


—  Поначалу показалось, что либретто устарело. Но потом пришло понимание, что при минимальной литературной и сценической редакции, включении новых номеров, спектакль станет весьма актуальным.

Ведь тема вечна: осуждение войны, особенно гражданской, когда брат идет на брата. В той же Украине сегодня вновь делят людей на “красных” и “белых”. Так что “Свадьба в Малиновке”  даже в чем-то драма, а не комедия. Два вооруженных отряда, а между ними простые люди, которым надо жить, любить, растить детей. От войн, от революций всегда больше всего страдает народ. И выживать простым людям удается во многом именно благодаря юмору и песне.

Через Украину,  как и через Беларусь, прошлось много и войн, и революций. Поэтому Нечипор со своей знаменитой  фразой: “Опять власть меняется” воспринимается весьма естественно. Это как у нас в Беларуси когда-то говорили: “Здравствуйте, пан-товарищ!”. На всякий случай, чтобы не ошибиться.

Лично для меня самое мощное оружие — это любовь. И все мои спектакли об этом. Вот и премьерная комедия заканчивается веселой свадьбой, на сцене появляются дети, которым мы, взрослые, обязаны обеспечить спокойную мирную жизнь. Жизнь, в которой должна царить любовь.

— Скоро исполняется год, как вы стали главным режиссером музыкального театра. Как работается с новым коллективом?

— Работая  в России, я давно мечтал вернуться в Беларусь. Здесь мои родные, и с годами хочется быть к ним ближе. Большим счастьем для меня стало, когда музыкальный театр сначала пригласил меня поставить первый белорусский национальный мюзикл “Софья Гольшанская”. Потом был мюзикл “Шолом Алейхем! Мир вам, люди!” по повести Шолом Алейхема “Тевье-молочник”. И вот новое назначение. Я очень признателен за приглашение художественному руководителю театра  Адаму Мурзичу и директору Александру Петровичу.


Премьера музыкальной комедии “Свадьба в Малиновке” прошла при полном аншлаге.

— Вы сменили немало театров и в Беларуси, и в России. Театры ищут вас или вы — театры?

— Каждый творческий человек ищет именно то место, где он может реализоваться максимально полно. Работая  главным режиссером Могилевского областного драматического театра в Бобруйске, хотелось ставить больше музыкальных спектаклей. Музыка очень эмоционально действует на человека. И не только вносит в нашу жизнь нечто волшебное, придает особый философский смысл постановке, но и создает настроение. Писал бесконечные письма в министерство с просьбой дать музыкантов, хотя бы с десяток, но ответа не получал. Поэтому, когда пригласили в Красноярский театр музыкальной комедии  и дали 56 человек оркестра, 30 человек балета, 40 — хора, великолепных солистов, я, конечно, отказаться не мог. А потом  уже как режиссера музыкального театра стали приглашать на постановки в другие города России. Сначала поставить спектакль. А поставив и заслужив лестные отзывы, получил постоянное предложение.

Я с теплом вспоминаю все театры, в которых работал. Надеюсь, меня тоже вспоминают добрым словом.

— Работая в театрах России, вы ставили спектакли и в Беларуси. Сегодня, служа в Минске, сотрудничаете с российскими коллегами?

— Всегда с удовольствием  работаю с российскими театрами. В этом году в Ставропольском академическом театре драмы поставил пьесу Александра Коровкина “Тетки”. Это молодой московский драматург, интересный,  современный. И его комедия на очень актуальную тему, очень хорошая. У  двух сестер, достаточно интеллигентных женщин, черные риелторы пытаются отобрать дом в центре города. Но женщины побеждают.

— Михаил Станиславович, вы много лет живете на две страны, и обе для вас родные. Как вы относитесь к строительству Союзного государства?

— В Красноярск меня пригласили  еще в советские времена. Но потом случился 1991 год, наша единая страна стала распадаться на отдельные государства. Рушилась моя родина, страна, в которой я родился, вырос, получил образование, состоялся как профессионал. А когда однажды на белорусскороссийской границе у меня спросили паспорт, я и вовсе испытал настоящий шок.

К счастью, это было только один раз. Нашим президентам хватило мудрости убрать между нашими странами границу. Беларусь и Россию я никогда не делил и не делю сегодня,  в прямом смысле являясь гражданином Союзного государства. Всячески хочу, чтобы союз наших государств укреплялся и развивался. И делаю для этого все, что в моих силах.


Досье “СВ”


Ковальчик Михаил Станиславович — заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1971 году. Работал режиссером в Брестском областном драматическом театре, Русском драматическом театре им. М. Горького (Минск), главным режиссером Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича (Бобруйск). С 1988 года трудился в театрах России: художественный руководитель Красноярского театра музыкальной комедии, Театра музыкальной комедии на Кавказских Минеральных водах, Волгоградского музыкального театра, театра “Царицынская опера” (Волгоград). С декабря 2014 года — главный режиссер Белорусского государственного музыкального театра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter