Михаил Финберг: " Надо разработать систему ведения творческого пути участников конкурсов"

Михаил Финберг знает, как зажигаются эстрадные звезды, и помогает им загореться на сцене “Славянского базара в Витебске”

Михаил Финберг знает, как зажигаются эстрадные звезды, и помогает им загореться на сцене “Славянского базара в Витебске”

В Международном конкурсе исполнителей эстрадной песни “Витебск-2012” в нынешнем году будет бороться за победу 21 участник. Но занять призовые места удастся далеко не всем. Какова она – конкурсная партия, в которой вот уже третье десятилетие солирует заслуженный коллектив Национальный академический концертный оркестр Республики Беларусь? Об этом и не только наша беседа с его руководителем – народным артистом Беларуси, лауреатом Государственной премии страны и премии Союзного государства, профессором Михаилом ФИНБЕРГОМ.

–  Михаил Яковлевич, вы – один из отцов-основателей фестиваля “Славянский базар”. Бросив сегодня ретроспективный взгляд на прошедшие десятилетия, какие положительные изменения в этом песенном празднике народов можете отметить?

– Подготовкой фестиваля мы начали заниматься с 1987 года. Те, кто интересуется историей “Славянского базара”, знают, что он вырос за два года из фестиваля польской песни. За это время проделана грандиозная работа: и строительство, и модернизация всех концертных площадок, и превращение фестиваля из чисто музыкального в форум искусств. Масштабы “Славянского базара в Витебске” стали очень большими, он объединяет уже несколько фестивалей: взрослый и детский конкурсы, театральный и кинофестиваль, танцевальный, все гала-концерты...

Сегодня уже нет таких артистов, коллективов, которые не побывали бы в июле в городе на Западной Двине. Но неизменными остаются несколько главных вещей. Фестиваль проводится при активном участии белорусского государства и Союзного государства Беларуси и России. Он собирает самых интересных мастеров искусств. А конкурс исполнителей эстрадной песни стал одним из самых ярких в Европе.

Еще хочу отметить, что дирекция фестиваля наработала очень большую базу – и юридическую, и творческую. Фестивали готовятся гораздо профессиональнее, чем 21 год назад. Значительно расширилась и география участников – от Америки до Европы и Азии. Мало найдется стран, которые не принимали бы участия в фестивале, в том числе и в конкурсе исполнителей эстрадной песни.

И только у нас конкурс проходит под аккомпанемент большого эстрадного оркестра, нашего оркестра, ставшего визиткой карточкой “Славянского базара в Витебске”. И зарубежные исполнители приезжают к нам ежегодно – нам интересно, как они прочитывают славянскую песню.

В этом году мы будем отмечать на фестивале 25-летие нашего оркестра. Подготовили очень яркую программу “Нам 25. Усё пачынаецца спачатку” и одновременно представим конкурсную программу.

– Сейчас, когда мы беседуем, ваш оркестр уже проводит генеральные репетиции музыки конкурсных песен. Но без самих участников. За несколько дней до открытия фестиваля они приезжают в Минск, и тогда начинаются репетиции с исполнителями. Приоткройте чуть-чуть дверь в репетиционную кухню...

– Мы получаем не ноты, а только диски с записями фонограмм. И наш аранжировщик – заслуженный артист Беларуси Владимир Ткаченко – начинает работать, как мы говорим, с “ушей”, то есть на слух раскладывает предложенную мелодию на инструменты нашего большого оркестра. И, получив от него оркестровую партитуру, мы старательно репетируем, чтобы к приезду исполнителей за несколько дней оформить, что называется, конкурсную песню. Знаете, петь под большой живой оркестр – большая честь, но и немалый труд.

– Еще один мой традиционный вопрос: какой характер у музыки, у песен, представляемых в конкурсах фестиваля?

– Она, эта музыка, безусловно, отражает те национальные и духовные образы, которыми живут исполнители. Болгарская имеет свои оттенки, грузинская – свои... Это то национальное, что мы должны сохранять и приумножать. И мы стараемся в наших аранжировках очень осторожно и очень уважительно относиться к этим элементам национальных черт, которые мы слышим на представленных дисках.

– Михаил Яковлевич, я знаю вашу принципиальную позицию: не входить в состав жюри конкурса на “Славянском базаре” и не оценивать конкурсантов до окончания песенного состязания, в том числе бело-русского. Поэтому я ничего не спрашиваю о шансах нашего нынешнего посланника на фестивале Евгения Славича. Но какую-то общую характеристику исполнителей можете дать?

– Я в целом доволен уровнем певцов, приезжающих для участия в конкурсе “Славянского базара”. Наш конкурс – певческий, он требует хорошего вокала. И я горд тем, что витебские победители сегодня уже известные певцы – украинки Таисия Повалий и Руслана, россиянки Дольникова и Богословская, югославы Жмахер и Славкович, белорусы Ирина Дорофеева, Петр Елфимов, Полина Смолова...

– “Славянский базар в Витебске” фактически завершает концертный сезон вашего оркестра. Нынче это был юбилейный, 25-й сезон. Давайте вспомним его самые яркие проекты!

– Прошло 15 фестивалей в малых городах страны – Несвиже, Заславле, Чечерске, Хойниках, Горках, Мстиславле, Новогрудке, Мире... Каждый из них имеет свой тематический оттенок, на каждом мы открываем новую страничку истории музыки, звучавшей на здешней земле, и культуры региона. Мы продолжаем нести высокую музыку в самую глубинку Беларуси и в те небольшие города, где в минувшие века она рождалась или звучала. Мы подготовили кон-цертные программы, связанные с именами композиторов, у которых в 2011–2012 годах были юбилейные даты. Это столетие Льва Обелиовича, 90-летие народного артиста Беларуси Генриха Вагнера, 120-летие народного артиста СССР Григория Ширмы, 75-летие народного артиста Беларуси Дмитрия Смольского...

Произошло и много других интересных музыкальных событий за год – наш оркестр, как всегда, в движении вперед. Кстати, в Мире прошел уже 150-й по счету фестиваль Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь в малых городах нашей страны. А если учесть, что в каждом городе прозвучало по несколько программ, можете себе представить, какую огромную работу проделали музыканты оркестра! Вышел и 17-й сборник научных статей – результат научных конференций на фестивалях в Несвиже, который в этом году объявлен культурной столицей Беларуси.

– Был еще один большой фестиваль – национальной песни и поэзии в Молодечно, который отныне будет проходить ежегодно. Вы провели там тоже очень серьезный конкурс – республиканский, исполнителей белорусской эстрадной песни...

– “Дзве яркія зоркі” – так называлась песня, открывшая фестиваль, который был посвящен 130-летию со дня рождения народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа. На нем было представлено много направлений музыки – академическая, джаз, эстрадная... А еще театр, замечательный детский концерт, показавший, что ребята любят и знают свой язык, ценят национальную музыку.

Увы, к конкурсу исполнителей должного внимания не проявило прежде всего отечественное телевидение. А ведь, возможно, именно со сцены молодечненского амфитеатра звучали голоса будущих победителей в Витебске и на Евровидении. Победительница Даша Шульгина, например, имеет неплохие данные, самобытной голос. И главное – очень хочет петь и учиться дальше! Вообще конкурс в Молодечно в этом году был самый крепкий за все годы.

– А что же делать, чтобы участники конкурсов не сгинули в безвестности?

– Это самый главный вопрос всех конкурсов молодых исполнителей. И я уже говорил вам как-то, что надо разработать систему ведения творческого пути участников конкурсов – и молодечненского, и витебского. Чтобы спев однажды своим голосом под живой оркестр, ребята не утонули в мутных водах “фанеры”. В нашем оркестре практически все солисты прошли через Молодечно – Наташа Тамело, Дима Кочеровский... Они стали очень интересными исполнителями и главное – профессионалами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter