Миграция с прицелом на демографию

У  многодетной  семьи  Дубовицких,  перебравшейся  в  Беларусь,  есть  шансы  остаться  на  родине  матери

У  многодетной  семьи  Дубовицких,  перебравшейся  в  Беларусь,  есть  шансы  остаться  на  родине  матери

К Дубовицким в деревню Загорье Смолевичского района я приехала по приглашению хозяйки Оксаны Николаевны. В ее семье, перебравшейся в Беларусь более двух лет назад, четверо детей. И все это время пытаются они устроиться в деревне, чтобы остаться жить и работать. Правда, пока ничего не получается. Муж Оксаны сейчас зарабатывает деньги в России: пока других источников существования у семьи нет. Женщина не может найти работу, хотя для этого у нее есть желание, образование и… дети. Последние, правда, скорее препятствие в этом вопросе: многие наниматели предпочитают не связываться с бюллетенями, на которых будет вечно, по их мнению, сидеть тридцатипятилетняя женщина. 

Смолевичский район Дубовицкие выбрали не случайно: Оксана отсюда родом. Окончив Смиловичский сельхозтехникум, уехала с мужем в Литву. Оттуда в девяностых — в Липецкую область, где они занимались сельским хозяйством и пчеловодством. 

Через шестнадцать лет вернулись в отчий дом в Беларусь, узнав, что здесь оказывают реальную поддержку многодетным семьям, даже тем, кто не имеет гражданства. В этом году у семьи заканчивается вид на жительство, а вот продлевать его или нет, еще не решили. Взрослые и дети в этой семье любят и хотят трудиться. Пока мы беседовали с хозяйкой, ее мальчишки складывали недавно привезенные дрова. 

Почти год отработала женщина дояркой на местном сельхозпредприятии, от которого планировала получить жилье. Сейчас Оксана не работает: с четырьмя детьми, трое из которых несовершеннолетние, она осталась без средств к существованию. И, соответственно, потенциального жилья ей не видать. Старший сын Егор, отучившись полгода в БГТУ, вынужден был оставить учебу, так как обучался на платном отделении. Учитывая же сложившуюся ситуацию, сесть на шею родителям — для парня непозволительная роскошь. Поэтому и подался на заработки в Подмосковье. Второй сын, Леонид, учится в восьмом классе, увлекается игрой на гитаре. Двенадцатилетний Илья — саксофонист, участвует в фестивале духовых инструментов в Чехии. Пятилетняя София ходит в детский сад, и взрослые проблемы ее пока не беспокоят. 

— Не хочется уезжать отсюда, — вздыхает Оксана. — Почему я не могу остаться здесь и приносить пользу государству? Тем более что и дети у нас уже «готовые». 

Как-то не верится, что у этой семьи нет никаких шансов остаться в родной деревне, рядом с бабушкой. И, как выяснилось, возможностей хватает. 

— Оксана Дубовицкая с семьей состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Заболотском сельисполкоме на общих основаниях и по категории как многодетная семья с 17 мая 2007 года, — рассказала Наталья Хамидова, главный специалист отдела архитектуры и градостроительства Смолевичского райисполкома. — На территории Заболотского сельсовета сформирован ЖСК «Апрельский-1» для строительства 12-квартирного жилого дома. На данный момент он полностью укомплектован, но по мере исключения кого-либо из состава ЖСК женщина имеет право на внеочередное вступление в него. Под строительство жилого помещения ей выдается льготный кредит под три процента годовых на сорок лет и одноразовая безвозмездная субсидия. Такие же возможности у семьи и при возведении индивидуального жилья. 

Можно купить и уже готовый дом, правда, в пределах местного сельсовета. Женщина имеет право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. В этом случае ей необходимо представить в местный сельисполком сведения о доходах и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи. 

Словом, местная власть не оставляет в беде российско-белорусскую семью. Как же так получилось с нанимателем? 

— Оксана Дубовицкая проработала у нас год, — прокомментировал ситуацию Андрей Хайбуллин, генеральный директор ИП «Штоцт Агро-Сервис». — Мы поставили ее на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Всего в хозяйстве построено десять домов, которые «расписаны» уже несколько лет назад. Сейчас строим 12-квартирный дом. Получить жилье у нас возможно, только работай. В помощи людям никогда не отказываем, всегда находим общий язык. А вот с Оксаной Николаевной не получилось: не сработались. Поэтому и контракт с ней не продлили. И потом логично, что в первую очередь жилье получает тот,  кто давно работает в хозяйстве и годами стоит на очереди. 

Выход у многодетной мамы есть: устроиться на другую работу. Если с поиском возникнут трудности, то женщине наравне с гражданами Беларуси следует обратиться в центр занятости по месту жительства,  говорят в исполкоме. Уверена, ситуация разрешиться в пользу многодетной семьи. Тем более что рабочие руки на селе всегда нужны. А в семье Дубовицких их, как минимум, три пары, еще столько же подрастает… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter