Миграция элитных медведей

В выходные завершился Берлинский международный кинофестиваль

В выходные завершился Берлинский международный кинофестиваль и сразу три «Серебряных медведя» отправились к нашим соседям: картина молодого российского режиссера Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» получила награды за две актерские и операторскую работу. О последних тенденциях в мировом кинематографе, моде на социальный протест и «режиссере-призраке» Романе Полански рассуждает известный киновед, программный директор радио «Мелодии века» Игорь Сукманов.


— Игорь, как вы объясняете успех Румынии на международных кинофестивалях?


— В 2005 году в Каннах в программе «Особый взгляд» победила румынская картина «Смерть господина Лазареску». С тех пор каждый год румынские фильмы отмечаются наградами на международных кинофестивалях. «Берлинале–2010» не стал исключением: в этом году спецприза жюри удостоен фильм режиссера Флорина Шербана «Хочу свистеть...». Мне кажется, румыны очень разумно использовали технические возможности своей киностудии, сдавая ее в аренду крупным европейским странам: Франции, Австрии, Италии. Так, румынские кинематографисты бок о бок работали со звездами европейского кино, приобретая бесценный опыт. Нашу же киностудию арендуют в основном под ремесленнический продукт, например, российские сериалы. А с такими фильмами сложно вписаться в контекст мирового кинематографа.


— В программе «Берлинале» в этом году сплошным потоком шли фильмы, осмысляющие место мусульманина в свободной Европе...


— Социальная интеграция мусульман в европейское сообщество происходит очень активно, в каждом выпуске «Евроньюс» один из сюжетов обязательно посвящен этой теме. Конечно, кинематограф не может стоять в стороне. И если это хорошее жанровое кино, какой бы избитой ни казалась тема, фильм состоится.


— Еще одна излюбленная тема современных режиссеров — теория мирового заговора: преступники управляют странами, бесчинствуют спецслужбы и террористы.


— Это как раз очень киношная тема: еще старина Хичкок на ней карьеру выстроил. На «Берлинале» в этом году призом за лучшую режиссуру отмечен фильм Романа Полански «Писатель-призрак», тоже ведь картина о мировом закулисье, о существовании таинственных наемных работников пера.


— Есть мнение, что мировой кинематограф переживает кризис.


— Нет, я не согласен. Без всяких ядерных войн и пожарищ люди стали рабами машин, втянулись в виртуальное существование — и это страшная штука. По сути, сегодня человечество находится в сильной зависимости от кино как аттракциона. Вон сколько споров вокруг новой эпохи в истории кинематографа — фильмов в формате 3D. Я бы сказал так: мировой кинематограф отображает кризис, который происходит в общественном сознании.


— Довольно часто критики пишут о том, что «Берлинале» теряет былой авторитет: заигрывает с массовым зрителем, забыв о новаторстве.


— Тоже не соглашусь. Берлинский кинофестиваль остается верен себе, своей социальной тематике. А для массового зрителя эта тема ровным счетом ничего не значит. В этом году возглавлял жюри немецкий режиссер Вернер Херцог. И все итоги фестиваля, мне кажется, справедливы. И Роман Полански на сегодняшний день действительно лучший режиссер фестиваля.


— А вы не считаете, что это заочный комплимент Полански, в знак солидарности с «режиссером–призраком»?


— Конечно, да. Это игра. Но, скажем, картина Скорсезе «Остров проклятых» в Берлине провалилась. А Полански все–таки продемонстрировал хорошую режиссерскую форму. Он себя посвятил инфернальной стороне жизни, сам всегда становился ее жертвой. Поэтому его кино живое. Я отдаю должное Мартину Скорсезе за неисчерпаемую любовь к кино, но считаю, что сейчас он как раз переживает кризис. Ему, по большому счету, сказать нечего.


— А как в этот контекст вписывается национальное кино?


— Пока никак. Мы не интегрированы в контекст мирового кино, поэтому нельзя ждать, что завтра начнем на–гора выдавать какие–то конкурентоспособные фильмы, которые подхватит мировая элита. Надо изучать конъюнктуру, наводить мосты, обрастать культурными связями. Проникаться всем этим. Задача состоит в том, чтобы быть хорошими продюсерами. Иметь нюх на фильмы коммерческие и фестивальные. В России, например, сложился сильный институт кинопродюсерства. У нас я таких рачительных образованных продюсеров пока не встречал. Найти талантливого режиссера у нас можно. Другое дело, что молодые таланты чаще всего беспомощны с точки зрения профессии, традиции и школы. Пока у нас кинематограф находится на весьма доморощенном уровне... Но все будет.


«Берлинале-2010»


Итоги


«Золотой медведь» — «Мед» (реж. Семих Капланоглу, Турция).


«Серебряный медведь» за режиссуру — Роман Полански («Призрак»).


Спецприз жюри — «Хочу свистеть...» (Флорин Шербан, Румыния).


«Серебряный медведь» лучшему актеру — Григорий Добрыгин, Сергей Пускепалис («Как я провел этим летом»).


«Серебряный медведь» лучшей актрисе — Синобу Терадзима («Гусеница», Япония).


«Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения — Павел Костомаров (оператор «Как я провел этим летом»).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter