Запад сам создал предпосылки для наплыва беженцев

Мигранты. Волна за волной...

У Евросоюза есть все основания опасаться повторения миграционной пандемии 2015 года, когда почти два миллиона беженцев пересекли границы Европы. Правила приема незваных гостей на территории ЕС регулирует Дублинский регламент, который гласит, что вопросами предоставления убежища должны заниматься власти той страны, чью границу беженцы пересекли первой. Полагаясь на это соглашение, страны ЕС не торопятся разделить ответственность за прием мигрантов.


— Германия в 2015 году забрала чуть ли не более миллиона беженцев краткосрочно фактически за несколько недель, считая, что их можно будет быстро распространить по Европейскому союзу. С тех пор эти беженцы сидят в Германии, и другие страны не проявляют солидарность с немцами, — обращает внимание немецкий политолог Александр Рар.

В последние годы основной поток мигрантов из разрушенных войнами ближневосточных стран сдерживала Турция. ЕС заключил с Анкарой соглашение, по которому она обязалась принимать беженцев, получивших в Европе отказ в получении убежища. Но выделенные Европой на содержание мигрантов деньги заканчиваются, а еврочиновники не перестают критиковать Анкару то за диктатуру, то за нарушение прав человека, при этом обещания в виде безвизового режима или торговых преференций так и остаются на словах. Готова ли Турция и дальше оставаться главным барьером на пути миграционного трафика при таком подходе Брюсселя?


Александр Рар считает, что миграционный кризис не сможет сплотить Евросоюз, скорее, наоборот, это один из серьезнейших вызовов для европейской «солидарности». Как раз на фоне притока беженцев в Европу позиция стран резко разделилась: с одной стороны оказалась Германия, которая приняла основной удар на себя, с другой — страны Восточной Европы (особенно Литва), которых миграционная проблема особо не волновала. 

С Литвой ситуация вообще парадоксальная. Теперь-то миграционный кризис стал ее собственной проблемой — количество случаев незаконного пересечения границы с Беларусью возросло в десятки раз. Закон бумеранга действует, но пенять здесь можно лишь на себя. Провокационные действия Вильнюса не могли не привести к ответным мерам. Было бы странно сохранять прежний уровень сотрудничества с Литвой и в вопросе пограничного контроля.

— Охрана границы предполагает двустороннее взаимодействие. Ведомства обеих стран сотрудничают, совместно работают над пресечением нарушений. Когда-то так было и на белорусско-литовской границе. Но после того как Литва начала вмешиваться во внутренние дела Беларуси, все изменилось. О каком сотрудничестве может идти речь, если Вильнюс даже не признает власть Лукашенко? Как они тогда могут вести диалог с подчиняющимися ему пограничниками? — резонно замечает главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич. 
Волны миграции, на сдерживание которых Беларусь в силу известных причин больше не может тратить ни финансы, ни усилия, — это итог в первую очередь европейской политики в Северной Африке, на Ближнем Востоке. До нападения Запада на Ирак, Ливию люди там жили спокойно и не думали все бросать, плыть за тысячи километров, рискуя жизнью, в поисках лучшей доли. 
— Все эти люди — обездоленные, голодные, бегущие от войны — устремляются в благополучную Европу. Здесь, конечно, по уму Европейский союз должен был бы сотрудничать со всеми своими соседями по периметру, договариваться. С Россией они уже давно перестали сотрудничать в стратегическом смысле, с нами — сейчас. Мы видим, насколько у них сложные отношения с Турцией. Мы видим, какую политику в Сирии вели. Они не делают никаких выводов. Это самоубийственная для Европы политика, — заявил в эфире ОНТ политолог Алексей Дзермант.

varmor@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter