Механизм возникновения творческих образов — одна из самых больших и волнующих тайн

Мифы творчества

Механизм возникновения творческих образов — одна из самых больших и волнующих тайн...

Как рождается мелодия, где писатель черпает идею романа или в каком сне хореограф видит па будущего танца? Механизм возникновения творческих образов — одна из самых больших и волнующих тайн. Искусствоведы и просто любители прекрасного всегда пытались ее разгадать. Вряд ли кто–то станет спорить, что один из самых загадочных художников — Марк Шагал. Всемирно известный мастер, родившийся в Витебске, не раскрывал тайн возникновения своих фантастических полотен. Сегодня на эту тему можно лишь строить догадки. И вот одна из них! Свою версию создания шагаловской картины «Двойной портрет с бокалом вина» предложил историк, заместитель директора Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов.


Картина


На полотне, о котором идет речь, на фоне моста в Витебске (нынче это Кировский мост) в свадебном платье изображена Белла, жена Шагала. На ее плечах восседает сам художник с бокалом вина. Еще выше в образе ангела — их маленькая дочь Ида. Картина написана в 1917 — 1918 годах. Сейчас она находится в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Впервые работа выставлялась в 1919 году в Петрограде одновременно с другими известными полотнами витебского периода, где тоже есть «летающие люди», — «Над городом» и «Прогулка». Тогда они вызвали всплеск публичного интереса, перемешанного с возмущением и непониманием. Критики писали, что в нарушениях законов механики, которые позволяет себе Шагал, нет ничего нового. Амуры, психеи, ангелы, кони парили и на полотнах других живописцев задолго до него. Западные исследователи тоже по–разному толковали картину. Одни говорили о гимнасте, выстраивающем пирамиду, которая игнорирует гравитацию. Другие писали, что Белла идет над волнами, как Иисус по Галилейскому морю. Третьи в Иде видели ангела творчества. А вот Шишанову взглянуть на Шагала по–особому помогло конкретное событие.


Озарение


Валерий Алексеевич рассказывает, что его исследование началось с Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве:


— Именно там я увидел картину Адриана Питерса ван Венне, иллюстрирующую голландскую поговорку о роскоши. На мужчине восседает женщина в богатых одеждах, бросающая монеты. В руке у нее — бокал вина. По композиции очень похоже на «Двойной портрет» Шагала. Меня будто озарило!


Известно, что художники, в том числе и великие, используют сюжеты своих предшественников. Шишанов считает, что Венне был не единственным, кто мог вдохновить нашего земляка. Ведь в творениях Шагала находят «отблески» произведений Мориса Дени, Рембрандта, Алексея Саврасова, Валентина Серова. А «тема всадников» и вовсе привела исследователя в глубокую древность, заставив обратиться к мифологическим персонажам Греции, Китая, Индии. С всадниками связаны две красивые легенды, которые также нашли отражение в мировом изобразительном искусстве. Одна повествует об Аристотеле, учителе Александра Великого. Как–то Аристотель намекнул своему подопечному, что он слишком увлечен своей возлюбленной — Филлис. Коварная барышня узнала об этом и решила отомстить. Она очаровала Аристотеля. Тот послушно опустился на колени. Филлис уселась на него верхом и поехала, сделав так, чтобы это увидел Александр. Известная аллегория власти женщин над мужчинами.

 


Гимн любви и счастью


Шишанов отыскал в истории искусства и такой прецедент. Связан он с захватом города Вайнсберга в 1140 году императором Конрадом III. После долгой и упорной осады император решил пожалеть женщин: разрешил им выйти из крепости и вынести оттуда самое ценное. Каково же было его удивление, когда он увидел, что на плечах женщины выносят своих раненых мужчин. Сюжет, весьма распространенный в искусстве, скорее всего, был известен и Шагалу. Это, по мнению Шишанова, направляет логику исследования в другое русло:


— В еврейской традиции именно женщине зачастую приходится тянуть на плечах всю семью. А мужчина либо занимается духовными изысканиями, либо торгует и часто находится в разъездах. Есть у Шагала и картины с женщинами, которые гипертрофированно возвышаются над мужчинами, — «Мама у печи», «Белла с белым воротником». Если все это соотнести, становится понятно, что «Двойной портрет с бокалом вина» — не пирамида, не эксцентрика. Шагал хочет показать, что, несмотря на невзгоды военного времени, они с Беллой счастливы. Что у них есть дочь. По сути, картина — гимн их любви и счастью.


И еще один интересный момент. Некоторые французские критики полагают, что мост, изображенный на картине, находится в Париже. Но Шишанов доказывает, что этого быть просто не может. Для написания картины, утверждает он, Шагал использовал открытку с видом на мост через Двину, на Успенский собор, здание Дворянского собрания и Ратушу. Все это, включая лодки на берегу, повторено на шагаловском холсте с детальной точностью.


Из первых уст


Из интервью Марка Шагала американскому журналисту Джеймсу Суини (1944 год):


— Никаких небылиц, никаких сказок и притч в моих картинах нет. Для меня картина — это поверхность, заполненная образами объектов, зверей, птиц или людей в определенном порядке. На самом деле моя главная цель — выстроить картину подобно архитектурной конструкции, как в свое время делали импрессионисты, да и кубисты, — по тем же самым формальным правилам. Импрессионисты заполняли свои холсты пятнами света и тени. Кубисты — кубами, треугольниками и кругами, я же пытаюсь наполнить свои полотна объектами и фигурами, которые я рассматриваю как формы — звучащие, формы–эмоции. По замыслу они сообщают картине дополнительное измерение, которого не дают ни строгая геометрия кубистов, ни пятна импрессионистов. Я против терминов «фантазия» и «символизм» как таковых. Наш внутренний мир реален, быть может, даже более, чем видимый мир. У каждого художника есть родина. И даже если потом он подпадает под влияние иной внешней среды, некая неуловимая сущность — некий «аромат» родных мест всегда ощущается в его произведениях.


Советская Белоруссия №56 (24439). Среда, 26 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter