Мифы и реалии

Мир вступает не в постиндустриальную, а в неоиндустриальную эпоху

Мир вступает не в постиндустриальную, а в неоиндустриальную эпоху

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ

О том, что белорусской экономике необходима модернизация, сегодня никто уже не спорит. Без технического обновления производства и совершенствования технологических процессов невозможно выпускать конкурентоспособные на мировом рынке товары. Обычно для победы в конкурентной борьбе надо работать лучше конкурентов, что требует много сил и средств. Однако есть и другой способ, более эффективный.  Опыт разрушенного СССР воочию доказал — даже самых могучих противников можно устранить, искусно “затуманив” им мозги несколькими, в общем-то простенькими, мифами.

Один из таких мифов, самый разрушительный и потому до сих пор активно навязываемый нам извне, связан с представлениями о “чудотворной” силе либерально-рыночной экономики. Оно и понятно — рыночная идеология, провоцируя конкурентную “войну всех со всеми”, до предела дезинтегрирует, разобщает, ослабляет экономику страны-жертвы, делая ее легкой добычей могучих западных транснациональных корпораций, чьи финансовые обороты зачастую в разы превосходят ВВП большинства стран мира. Насаждение нам “рыночной догмы” дает беспрецедентные преимущества западным державам, сознательно отказавшимся от рыночной “атомизации” и конкуренции капиталов в пользу их интеграции в рамках сверхкрупных транснациональных корпораций и тесного сотрудничества друг с другом в составе ЕС, ОЭСР, НАТО и других объединений.

Не меньшей разрушительной силой обладает и “постиндустриальная догма” с ее представлениями о грядущем постиндустриальном обществе, где будут доминировать услуги, а роль промышленности, индустрии якобы сведется к нулю. Чтобы осознать ее коварство, достаточно оглядеться вокруг и увидеть, что большинство окружающих нас в повседневной жизни благ — продукты питания, обувь, одежда, жилье, бытовые приборы, транспортные средства и так далее — промышленная продукция. Не случайно лидеры мировой экономики, на словах проповедуя постиндустриализм, на деле ускоренно развивают промышленность, особенно ее наукоемкий, высокотехнологичный сектор, в рамках активной промышленной политики, именуемой неоиндустриализацией. На Западе знают: сегодня господствует тот, кто производит лучшие автомобили, поезда, суда, самолеты, компьютеры, электронику, вооружения. Поэтому специалисты поправляют — мир вступает не в постиндустриальную, а в неоиндустриальную эпоху!

К сожалению, закономерным итогом рыночного реформирования стран бывшего СССР стала их тотальная деиндустриализация — беспрецедентное разрушение научно-технического и промышленного потенциала. Достаточно упомянуть, что с 1990 года наукоемкость их ВВП обрушилась в 3—5 раз, доля сырьевых товаров в экспорте кратно выросла до 50—85 процентов, а в большинстве стран СНГ и сегодня не достигнут хотя бы дореформенный уровень промышленного производства.

В числе редких исключений — Беларусь, действующая в духе времени и потому не просто сохранившая, но и нарастившая унаследованный от СССР промышленный потенциал. По итогам прошлого года объем нашего промышленного производства составил свыше 230 процентов от уровня 1990 года, что превосходит аналогичные показатели не только большинства развивающихся, но и некоторых технологически развитых стран.

Вместе с тем доставшаяся Беларуси в наследство индустриальная база устаревает. Дабы не оказаться среди стран с банановыми и сырьевыми экономиками, нам сегодня жизненно важно качественно обновить промышленность. Ее модернизация в рамках политики неоиндустриализации — наш пропуск в технотронную эпоху третьего тысячелетия, основа глобальной конкурентоспособности, нашего экономического и политического суверенитета. Ведь современные, конкурентоспособные на мировых рынках предприятия — это и престиж страны, и столь нужная ей валюта, и удовлетворение потребностей белорусов в продукции мирового уровня. Кроме того, это и современные рабочие места, требующие высокой квалификации и тем самым стимулирующие дальнейшее развитие отечественной научно-образовательной системы, а значит, человеческого капитала нации.

Разумеется, выбор между сиюминутным потреблением и инвестициями в будущее страны, наших детей и внуков всегда требует усилий со стороны общества. В стране уже реализуется ряд проектов по коренной модернизации энергетики, нефтехимии, деревообработки, машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Для финансирования намеченного технологического прорыва создан Банк развития, задачи которого принципиально отличаются от целей обычных коммерческих банков, заинтересованных, увы, лишь в быстрой и максимальной прибыли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter