Сессия ПА ОБСЕ в Минске стала еще одним шагом к сближению Беларуси и ЕС

Мифам в политике не место

Хотите понять друг друга и решить проблему — не молчите, разговаривайте. Этот мудрый совет для семейной жизни вполне применим и на уровне политическом. Прошедшая в Минске летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ еще раз доказала, что даже при самых разных политических взглядах и подходах можно найти компромисс. Как говорится, было бы желание. О желаниях и возможностях в большой политике наш разговор с политическим аналитиком Александром Шпаковским.


— Минскую сессию ПА ОБСЕ многие ее участники назвали историческим событием. Какие впечатления остались у вас от прошедших дискуссий? Как бы вы оценили итоги форума?

— Событие для нас действительно уникальное. Хотя бы потому, что Беларусь впервые принимала международный саммит такого уровня по линии ОБСЕ. И даже смогла отстоять свои интересы, по сути, заблокировав принятие двух резолюций с критикой в адрес нашей страны. Формально главным итогом сессии стало принятие Минской декларации, в которой сформулированы рекомендации для национальных правительств и мирового сообщества по реагированию на глобальные вызовы и угрозы. А вот насколько эти решения окажутся действенными с практической точки зрения, насколько нам всем удалось продвинуться по пути укрепления доверия в регионе, покажет время. К сожалению, пока рано говорить о преодолении коренных противоречий между Востоком и Западом. Не найдены ключи и к разрешению ряда локальных конфликтов на территории Европы. А это, в принципе, и есть основная задача ОБСЕ.

Открывая минскую сессию, наш Президент еще раз озвучил инициативу о запуске нового переговорного процесса по образу и подобию Хельсинкских соглашений. И то, что такая идея прозвучала именно в Минске, дает основания полагать, что в будущем мы сможем говорить уже не о Хельсинкском, а о Минском процессе. Если он будет запущен, тогда, конечно, минская сессия ПА ОБСЕ войдет в мировую историю.

— Тем не менее определенные дивиденды от дискуссий мы так или иначе уже получили?

— Думаю, локальные политические задачи мы решили. Сам факт проведения подобного мероприятия в Минске указывает на то, что время изоляции Беларуси, время политики ограничений, давления на нашу страну постепенно уходит в прошлое. Образ “последней диктатуры Европы”, которую рисовали некоторые политические деятели Запада с подачи белорусских национал-радикалов, мягко говоря, изрядно потускнел, поизносился, и пугать таким жупелом весь мир уже не получается. Все больше и больше людей узнают о Беларуси правду, открывают для себя нашу страну с позитивной стороны. Судите сами, к нам приехало 300 депутатов из почти 60 государств и мы не слышали практически ни одного негативного отзыва о белорусской реальности, о нашем народе, организации самого мероприятия, мерах безопасности. Это крайне важный и весьма позитивный сигнал. Ведь депутаты, дипломаты — это те люди, которых принято называть истеблишментом, политикоформирующими кругами. Они впоследствии будут определять политику своего государства, в том числе и в отношении Беларуси.

— В ходе жарких споров на Парламентской ассамблее белорусской делегации впервые в новейшей истории удалось фактически заблокировать прохождение двух антибелорусских резолюций. Одна из них, литовская, касалась, в частности, строительства БелАЭС. Второй документ назывался “Положение в Восточной Европе”, он был инициирован шведским депутатом. Обе резолюции не вошли в Минскую декларацию. О чем сигнализируют эти факты?

— Безусловно, это большой наш успех, ставший следствием и дипломатического таланта, и парламентского профессионализма. Но это еще и результат обоюдного движения Беларуси и ЕС навстречу друг другу. Ведущие западные страны начинают понимать, что стереотипы конца 1990-х о нашей стране — это заезженная пластинка, которая уже не играет. Это надо понимать не только в европейских столицах, но и тем политическим силам внутри страны, которые привыкли годами делать бизнес на борьбе с некоей диктатурой. Что касается дискуссии вокруг Белорусской АЭС, Литва давно выступает против ее строительства. Это имеет под собой и политические, и экономические основания. Фактор конкуренции никто не снимал с повестки дня. На самом деле это вопрос столкновения национальных интересов Беларуси и Литвы. Литва в этой ситуации попыталась вынести свои национальные интересы на уровень наднациональный и использовать старые штампы и мифы о нашей стране. Заметьте, литовскую резолюцию прокатили не только наши традиционные союзники по СНГ и ЕАЭС, но и многие страны Запада.

Естественно, определенная критика Беларуси со стороны отдельных западных политиков звучала. Но в итоговую декларацию ничего негативного о Беларуси, белорусском руководстве не вошло. При этом принципиально важно, что нам не пришлось подстраиваться под кого-то и плясать под чужую дудку. У нас сохранилась та же самая политическая система, та же президентская республика, та же внешняя политика. Меняют они свое отношение к нам. Конечно, это пока не предусматривает изменение целей. Запад, ведя политическую борьбу с Россией, по-прежнему рассматривает Беларусь как одну из потенциальных арен для такого противостояния. Но сама тактика меняется. Если раньше со стороны западных стран это были лобовые атаки на Беларусь, то сейчас идет своеобразный дипломатический зондаж. И этот дипломатический “танец” нас устраивает в большей степени, нежели открытая конфронтация. Мы надеемся, что по ходу переговорного процесса удастся убедить наших западных партнеров в бесперспективности такого перетягивания канатов и добиться того, чтобы Беларусь принимали такой, какая она есть.

— В последнее десятилетие немало критики звучит и в адрес самой ОБСЕ, которая заметно сузила свой потенциал и не способна адекватно реагировать на происходящее в зоне своей ответственности. Между тем эксперты констатируют: регион переживает самый острый кризис со времен холодной войны. Вновь возникают геополитические разломы, обостряются конфликты, растет напряженность в военной сфере. История повторяется. Есть ли шансы, что ОБСЕ все-таки сумеет раскрыть свой потенциал? И какую роль в этом может сыграть Беларусь?

— Формат ОБСЕ, призванной в первую очередь обеспечить безопасность и сотрудничество в Европе, сегодня во многом не работает. И многих это не устраивает. Поэтому сама организация нуждается в перезагрузке, что, кстати, признает и председатель ОБСЕ Кристин Муттонен. Тот же конфликт в Украине, где миссия ОБСЕ вызывает нарекания как с одной, так и с другой стороны и фактически не может обеспечить то, ради чего она призвана находиться в Донбассе, указывает на то, что изменения давно назрели. ОБСЕ должна сместить акценты от контрольно-надзорных функций к функциям обеспечения безопасности и переговоров. Сейчас мы возвращаемся к реалиям, существовавшим в прошлом веке перед падением Берлинской стены, когда есть опасность политического и экономического разделения Европы на Восток и Запад. Этого ни в коей мере нельзя допустить. И ОБСЕ вполне могла бы стать площадкой для решения этой проблемы. Ну а Беларусь в свою очередь как государство, которое настойчиво и системно позиционирует и продвигает себя в качестве медиатора конфликтов и донора региональной стабильности, имеет все шансы, чтобы стать стартовой точкой для такого диалога.

СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Роберто Монтелла, генеральный секретарь ПА ОБСЕ:

— Чтобы лучше понять, что происходит в Беларуси, какая здесь обстановка, стоит сюда приехать и оценить эту ситуацию самим. Я надеюсь, что те делегаты из ОБСЕ, кто здесь в первый раз, меняют свое мнение о вашей стране. Конечно, есть определенные противоречия, которые нам предстоит преодолеть. Но в целом встречи в Минске прошли в конструктивной и доброжелательной атмосфере. Минск сегодня без преувеличения — перекресток международной политики. Перезапуск Хельсинкского процесса — прекрасная идея. Она может дать импульс к развитию ОБСЕ.

Дорис Барнетт, делегат из Германии:

— Если существуют разногласия, это нормально. Каждый имеет право высказывать свое мнение. Такие встречи, как в Минске, помогут всей Европе, всем странам научиться лучше слышать и понимать друг друга. Например, по вопросу строительства Беларусью собственной АЭС. Для повышения своей энергетической безопасности страна, безусловно, нуждается в собственной энергии. Давайте взглянем на Европу. Во Франции, Финляндии, в других странах есть немало атомных станций. Уверена, Беларусь примет все меры, чтобы сделать свою АЭС максимально безопасной.

Гвен Мур, представитель конгресса США:

— Те проблемы, с которыми столкнулась цивилизация в нынешнем столетии, решить в одиночку никому не под силу. Мне кажется, в Минске прошел очень полезный диалог. И вообще, мне у вас очень нравится. Честно говоря, мало что знала о Беларуси до приезда сюда. Теперь надеюсь восполнить этот пробел. У вас спокойная цивилизованная страна, очень приветливые, дружелюбные люди. Беларусь вносит большой вклад в обеспечение европейской безопасности. Это хорошая основа для нашего взаимодействия. Для начала было бы неплохо, если бы в ближайшее время в Минске снова начал работать посол США.

Себастиан Курц, федеральный министр по вопросам Европы, интеграции и иностранных дел Австрии:

— Я очень признателен за то, что Минск действительно налаживает мосты между Востоком и Западом. К сожалению, блоковое мышление, которое должно было отойти в прошлое, возвращается на континент. Происходит радикализация внутри наших обществ. Вот почему нам надо сделать все возможное для развития разных форм взаимодействия и готовности к компромиссу. Мы должны использовать этот момент, чтобы вывести нашу организацию на новый уровень.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter